Что значит физический труд. Умственный труд

Физический труд

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50% рабочего времени – отдыхе.

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповые формы труда (конвейеры); формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы интеллектуального (умственного) труда.

Физическая тяжесть труда (энергозатраты)

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, - при физическом труде, и эмоциональным – при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10…25% рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172…293 Дж/c); 50% и более – тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).

Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5…10 кг для женщин и 15…30 кг для мужчин – средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин – тяжелая.



Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75…175 – средней тяжести; свыше 176 – тяжелая работа.

В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013-94) условия труда подразделяются на четыре класса: 1-оптимальные; 2-допустимые; 3-вредные; 4-опасные (экстремальные).

1.Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).

2.Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают уровней установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Функциональное состояние организма должно восстанавливаться во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, изменения уровней факторов среды и трудового процесса не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Оптимальный и допустимый классы условий труда должны соответствовать безопасным условиям труда.

3.Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомства.

4.Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Вредные условия труда (3-й класс) подразделяют на четыре степени вредности. Первая степень характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания. Вторая степень определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, повышению частоты заболеваний, появлению начальных признаков профессиональной патологии.

При третьей степени воздействие уровней вредных факторов приводит, как привило, к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту хронической общесоматической патологии, в том числе к повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В условиях труда четвертой степени могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний; отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Степень вредности 3-го класса по гигиенической классификации устанавливают в баллах. Число баллов по каждому фактору x ф i проставляют в карте условий труда с учетом продолжительности его действия в течение смены: x ф i =x ст i T i , где x ст i – степень вредности фактора или тяжести работ по гигиенической классификации труда; T i =τ ф i /τ рс - отношение времени действия факторов τ ф к продолжительности рабочей смены τ рс, если τ ф i > τ рс, то Т i =1,0.

Для определения конкретных размеров доплат условия труда оценивают по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда X фак =X ф1 + X ф2 + … + X ф n = ∑ x ф i .

Умственный труд

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большей ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5…11,7 МДж; для работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), - 12,5…15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, грузчиков), -16,3…18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10…25%, при вынужденной неудобной позе – на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15…20% общего обмена в организме (масса мозга составляет 2% массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя, расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – на 94%, у операторов вычислительных машин – на 60…100%.

Эффективность труда. (Работоспособность, совершенствование умения и навыков, расположение и комплектность рабочего места, размещение органов управления, чередование работы и отдыха, разгрузка, релаксация)

Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

1.Работоспособность – величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени. Различают три основных фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:

· фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5ч, а при умственном творческом труде – до 2…2,5 ч;

· фаза высокой устойчивости; для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может составлять 2…2,5 ч. и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

· фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.

2.Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения.

С психофизиологической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

3. Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.

Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Неправильное положение тела на рабочем месте приводит к быстрому возникновению статической усталости, снижении. Качества и скорости выполняемой работы, а также снижению реакции на опасности. Нормальной рабочей позой следует считать позу, при которой работнику не требуется наклоняться вперед больше чем на 10…15˚; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе – прямая осанка.

4.Существенное влияние на работоспособность оператора оказывает правильный выбор типа и размещения органов и пультов управления машинами и механизмами. При компоновке постов и пультов управления необходимо знать, что в горизонтальной плоскости зона обзора без поворота головы составляет 120˚, с поворотом - 225˚; оптимальный угол обзора по горизонтали без поворота головы - 30-40˚(допустимый 60˚), с поворотом -130˚. Допустимый угол обзора по горизонтали оси зрения составляет 130˚, оптимальный -30˚ вверх и 40˚ вниз по вертикали.

Приборные панели следует располагать так, чтобы плоскости лицевых частей индикаторов были перпендикулярны линиям взора оператора, а необходимые органы управления находились в пределах досягаемости. Наиболее важные органы управления следует располагать спереди и справа от оператора. Максимальные размеры зоны досягаемости правой руки – 70…110 см. Глубина рабочей панели не должна превышать 80 см. Высота пульта, предназначенного для работы сидя и стоя, должна быть 75-85 см. Панель пульта может быть наклонена к горизонтальной плоскости на 10…20˚, наклон спинки кресла при положении сидя 0…10˚.

Для лучшего различения органов управления они должны быть разными по форме и размеру, окрашиваться в разные цвета либо иметь маркировку или соответствующие надписи. При группировке нескольких рычагов в одном месте необходимо, чтобы их рукоятки имели различную форму. Это позволяет оператору различать их на ощупь и переключать рычаги, не отрывая глаз от работы.

5.Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12 ч.) и дневные (с 14 до 17ч) часы. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 ч, а в ночное время – с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходиться на 2,3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

6.Для снятия нервно-психологического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. Они представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы для снятия усталости и нервно-психологического напряжения.

Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается путем эстетического оформления интерьера, использования удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабленной позе, трансляции специально подобранных музыкальных произведений, насыщения воздуха благотворно действующими отрицательными ионами, приема тонизирующих напитков, имитации в помещении естественно-природного окружения и воспроизведения звуков леса, морского прибоя и др. Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением. Этот метод позволяет нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции. Как показывает опыт, пребывание рабочих в комнатах психологической разгрузки способствует снижению утомляемости, появлению бодрости, хорошего настроения и улучшения самочувствия.

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком

энергетических функций в системе «человек - орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую.

Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, - называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) - региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере).

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

I б при которой энергозатраты составляют 140-174 Дж/с, работы, проводимые

сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются также на две подкатегории: II а, при которой энергозатраты составляют 175-232 Дж/с, работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий; II б, при которой энергозатраты составляют 233-290 Дж/с, работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы (категория III) характеризуются расходом энергии более 290 Дж/с. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Ручной труд - это труд, в основе которого происходят преимущественно затраты физических усилий с использованием простейших ручных орудий труда.

Ручной труд обусловлен низкой механо- и энерговооруженностью труда рабочих, отсутствием эффективных средств малой механизации, применением устаревших технологий производства работ, а также спецификой отрасли, связанной с особенностями технологии различных работ (например, ручной труд при сборке конструкций из большого количества различных элементов, имеющих сложные соединения). Существенно повышает уровень ручного труда такая особенность, как необходимость перемещения больших масс грузов и связанных с этим различного рода погрузочно-разгрузочных, транспортных, демонтажных и монтажно-сборочных работ. Ручной труд характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Сопутствующими

условиями, ухудшающими негативные стороны ручного труда является то, что все эти процессы протекают обычно на открытом воздухе, в неблагоприятных климатических условиях и без достаточного набора социально-бытовых услуг.

Ручной труд имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.) и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж(4000-6000 ккал) и выше в сутки. Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

Механизированный труд - это вид трудовой деятельности, который характеризуется снижением мышечных нагрузок, по сравнению с тяжелым физическим трудом, и усложнением программы действий. Механизированный труд изменяет характер мышечных нагрузок и усложняет программы действий. Повышается нагрузка на мелкие группы мышц, увеличиваются требования к точности и скорости движений. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Типичным примером механизированного труда является работа станочника по обработке металлов (токаря, фрезеровщика, строгальщика). При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда. Программирующая (умственная) трудовая деятельность сводится к минимуму.

Следует отметить, что механизация вне зависимости от трех особенностей позволяет совершенствовать технологию, повышать качество и

производительность труда. В то же время обслуживание механизмов требует знания их конструкции, определенной умственной нагрузки. Это существенно отличает механизированный труд от простого физического труда.

Следует иметь в виду, что переход к механизированному труду может сопровождаться упрощением трудовых функций и снижением квалификации рабочих. Это особенно характерно для ручного механизированного и механизированного труда, имеющего вспомогательный характер.

Труд на конвейере это система поточной организации производства на основе конвейера, при которой оно разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически. Это такая организация выполнения операций над объектами, при которой весь процесс воздействия разделяется на последовательность стадий с целью повышения производительности путём одновременного независимого выполнения операций над несколькими объектами, проходящими различные стадии. Конвейером также называют средство продвижения объектов между стадиями при такой организации.

Подобное расчленение производственного процесса на простейшие операции позволяет одному рабочему выполнять какую-либо одну операцию, не тратя время на смену инструментов и передачу деталей другому рабочему, такая параллельность производственного процесса позволяет уменьшить количество рабочих часов, необходимых для производства одного изделия. Недостатком этой системы производства является повышенная монотонность труда.

Труд на конвейере примечателен еще большей однообразностью и огромной скоростью. Индивидуум, трудящийся на конвейере, осуществляет одно или пару действий. Так как он является звеном цепочки, состоящей из других работников, то каждое его движение должно производиться в строго определенное время. Не сложно понять, что это очень изматывает. Монотонность и огромная скорость труда также могут стать причиной быстрой

утомляемости.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотонней работа и проще ее содержание. Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в прежде временной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

Труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве затрачивает энергии меньше в связи с этим и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние “оперативного ожидания” различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж

(2000-2400 ккал) в сутки. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Умственный труд выражается в следующих формах.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план функции управления и контроля за работой технологических линий процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенное нервно-эмоциональной напряженностью. Операторский труд связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Оператором считают любого человека, работающего в системе "человек - машина", в отличие от системы "человек - человек". Для операторских профессий характерна высокая нагрузка на зрительный анализатор, связанная с восприятием малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех. Нагрузка на голосовой аппарат характерна для таких операторских профессий, как телефонисты, авиадиспетчеры.

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно - управленческими работниками функций

управления в организации. Профессиографические особенности трудовой деятельности руководящих работников свидетельствуют, что в данной группе доминируют факторы, обусловленные чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Современному бизнесмену и руководителю необходима большая совокупность различных качеств (организаторских, деловых, личных), широкий круг знаний экономики, управления, техники, психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии.

Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы, артисты, художники). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

Физический труд выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую истатическую . Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей , при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной , при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.



В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

Наполуавтоматическом иавтоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формыинтеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД - - предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

Словник : Фенолы - Финляндия . Источник: т. XXXVa (1902): Фенолы - Финляндия, с. 684-687 ()


Физический труд (гигиена) - необходимым условием нормальной жизни большинства органов и тканей является производство той или другой работы, того или другого отправления. Чрезмерный покой, отсутствие функционирования мышечной системы ведет за собой ее атрофию, наоборот, умеренный, не превышающий наличных сил человека Ф. труд, время от времени прерывающийся необходимым отдыхом, весьма благотворно отражается как на работающем органе-мышце, так и на общем состоянии организма. В деятельной мышце благодаря усиленному к ней притоку крови происходит более живой, чем при покое, обмен веществ: она потребляет больше кислорода и выделяет больше угольной кислоты. Усваивая при этом значительно больше питательного материала, отлагающегося в ней в виде организованного белка, мышца увеличивается в объеме, крепнет с работой и становится более трудоспособной. Гипертрофия мышцы обусловливается при этом не размножением элементов, а исключительно увеличением их размеров. Морпурго, продержав сначала собаку целый месяц в замкнутом помещении без движения, заставил ее затем в течение 80 дней пробежать на круге 3218 км; при исследовании оказалось, что число отдельных волокон muscul. sartorius собаки осталось прежнее, но поперечник каждого волокна после движения увеличился в 8 раз. Благодаря большему образованию в деятельной мышце угольной кислоты в сравнении с пребывающей в покое дыхательные движения, рассчитанные на введение кислорода и удаление угольной кислоты, при Ф. труде учащаются, причем обмен газов в легких растет параллельно интенсивности механической работы. Одновременно с дыханием оживляется кровообращение и сердечная деятельность и усиливается отток венозной крови и лимфы по крупным сосудам. Распад веществ при Ф. труде значительно повышается. Как это известно со времени классических исследований Фойта и Петтенкофера, рабочие силы родятся из химических превращений углеводов и жиров пищи. Количество жира, разрушающегося в час при усиленной работе, по Фойту, на 8,2 г больше, чем при покое; что же касается белков, то их разложение во время работы совершенно почти не изменяется в своей интенсивности: по согласным наблюдениям различных исследователей (Фойт, Фик, Вислиценус и др.), количество выделяемой мочевины остается одинаковым как при возможном покое, так и при усиленном Ф. труде. Мышца - по Фику - представляет собой, таким образом, машину, потребляющую при работе в качестве топлива безазотистые пищевые вещества, превращая при этом потенциальную энергию последних в живые силы, белки же служат лишь для возмещения неизбежных при трении машины небольших потерь белкового ее материала. В связи с усиленным распадом веществ и выработка тепла при Ф. труде более или менее сильно повышается, но так как одновременно благодаря усиливающемуся при работе испарению воды через легкие и кожу отдача теплоты телом точно так же увеличивается, то температура последнего не изменяется существенно, особенно при отсутствии препятствий для отдачи тепла (невысокая внешняя температура, легкая одежда). По окончании работы производство тепла уменьшается, а усиленная потеря все еще продолжается некоторое время, почему вспотевшему после напряженного труда необходимо во избежание «простуды» воздерживаться от неосторожного обнажения тела, холодного питья, сквозного ветра. Пищеварение при Ф. труде усиливается, аппетит улучшается, особенно, если работа производится на открытом воздухе. Общий тонус нервной системы повышается, болезненная раздражительность и утомляемость понижается. Неразрывным спутником всякой работы, неизбежным ее следствием является утомление (см.). Оно выступает тем резче и отчетливее, чем большего напряжения сил требует Ф. труд. После 50-60 поднятий тяжести в 5 кг с промежутками между каждым поднятием в 1 секунду сила мышц, сгибающих пальцы, совершенно исчерпывается (Маджора). Успешность работы при наступившем утомлении постепенно понижается, для выполнения той же работы уже требуется более сильный волевой импульс. Утомление одних напряженных мышц распространяется и на другие мышечные группы: усиленная маршировка ведет за собой утомление и верхних конечностей. Ввиду тесной связи между умственной и Ф. утомляемостью одновременно с последней понижается также и умственная работоспособность. Чувство утомляемости есть сигнал для прекращения работы, для смены ее надлежащим отдыхом, необходимым как для удаления негодных продуктов работавшего органа, так и для пополнения понесенных им потерь. Если продолжать работу, несмотря на утомление, то мышца сильно истощается и ее работоспособность лишь медленно восстанавливается. Напряженный по своей ли интенсивности или по продолжительности труд не всегда проходит совершенно бесследно для организма, а сопровождается подчас тяжелыми и даже непоправимыми последствиями. В мышцах при чрезмерном их напряжении обнаруживаются боли, дрожание, воспаление сухожильных влагалищ, нередки также разрывы мышц и переломы костей, особенно ключиц. У лиц, по своей профессии принужденных постоянно напрягать одну и ту же группу мышц (у наборщиков, столяров, кожевников, цветочниц и др.), весьма часто обнаруживаются контрактуры соответствующих мышц, а равно также воспаление сухожильных влагалищ и суставов. Чересчур продолжительное исполнение определенных сложных мышечных движений ведет за собой расстройство их координации (спазм писцов, пианистов, скрипачей и др.). При усиленной мускульной работе сердечная деятельность расстраивается, пульс становится неравномерным, малым и весьма быстрым, обнаруживается сильное сердцебиение и одышка, и если, несмотря на угрожающие симптомы, работа все-таки продолжается, то в результате может воспоследовать разрыв крупного кровеносного сосуда и сердечных заслонок, а при подходящих условиях даже мгновенная смерть от паралича сердца. Продолжающаяся изо дня в день утомительная работа может повести за собой эмфизему легких, расширение сердечных полостей, гипертрофию, а затем и жировое перерождение сердечной мускулатуры с его последствиями. Непомерный Ф. труд истощает силы и преждевременно старит человека. В наш век широкого применения машин в различных производствах Ф. труду, насколько дело касается его напряженности, а не продолжительности, предъявляется значительно меньше требований, чем в прежние времена. Лишь в некоторых странах с первобытной цивилизацией низшие слои населения продолжают еще и поныне играть роль вьючных животных. В Китае, в Африке и др. люди перевозят на себе различного рода тяжести, фигурируют нередко в качестве возчиков общественных экипажей. В культурных странах расходы на содержание и пропитание человека даже при самых скромных требованиях слишком велики, чтобы не оттеснить его в качестве рабочей силы, особенно при чисто механических производствах. Зато, с другой стороны, сравнительная легкость манипуляций фабричной работы послужила в наши дни одной из причин неизвестной даже во времена рабства крайней продолжительности рабочего дня, доходящей нередко до 18 часов в сутки, она же вызвала эксплуатацию труда женского и детского. Жалобы на чрезмерную работу гораздо реже со стороны тех, которым приходится работать напряженно, но недолго (мясники, пивовары, камнеломы, плотники и др.), чем со стороны лиц, занимающихся продолжительное время сравнительно легкой работой (портные, работающие в красильных, щеточных мастерских и др.).

Рабочая способность при Ф. труде зависит от величины поперечного разреза мышц и от усилия воли, которым мышцы возбуждаются к деятельности. Когда человек бодр и весел, работа, как говорится, спорится, при грустном настроении движения медленны, вялы и бессильны. Существенное значение имеет здесь и навык. Чем с большим навыком производится какая-либо работа, тем меньше при ней делается ненужных побочных движений мышечных групп, тем легче работа и тем меньше вызываемые последней явления утомления. Мышечная сила представляется неодинаковой у лиц различного пола и возраста. По измерениям Кетле, у лиц мужского пола ручная сила (сила сжимания руками) равномерно повышается на 3-4 кг в год до 12 лет, достигая в этом возрасте 33,6 кг в среднем; с 12 до 18 лет она ежегодно увеличивается на 6-9 кг, а с 18 до 25-30 лет только на 1-2 кг в год. В этом возрасте ручная сила достигает своего максимума (89 кг), после чего она начинает постепенно понижаться; в 40 лет она равна 87 кг, в 50 лет - 74 кг, в 60 лет - 56 кг. У лиц женского пола ручная сила, начиная особенно с 10 лет, меньше, чем у лиц мужского пола одинакового возраста, в 17 лет она меньше на 30 кг, в 25 лет - на 38 кг, в 50 лет - на 27 кг. Становая сила (сила растягивания всем туловищем) достигает у мужчин своего максимума в 25-30 лет (155 кг), затем в последующие годы она быстрее понижается, чем сила рук: в 40 лет она равна 122 кг, в 50 лет - 101. У лиц женского пола становая сила достигает в 17-25 лет лишь половины той величины, до которой она доходит у мужчин (77 кг против 155 кг). Такие же, в общем, данные получены были проф. Ф. Ф. Эрисманом, д-ром Дементьевым, Погожевым и др. на основании многочисленных измерений силы русских фабричных рабочих. При оценке рабочей силы человека еще важнее знать полезный эффект работы в течение более или менее продолжительного времени. Суточную работу мужчины при 8 часах деятельности считают равной 288000 килограммометрам, ок. 10 кгм в секунду (килограммометр - работа, необходимая для поднятия 1 кг на 1 м высоты). Работа лошади, оцениваясь в 70-75 кгм, в 7 раз сильнее человеческой. Количество производимой человеком работы при различного рода занятиях выражается, по Рубнеру, следующим образом:

Отдельные человеческие расы, по всей вероятности, представляют в отношении силы немалые различия. Озаги в Сев. Америке могут делать несколько дней подряд по 96 км в день, скороходы в Перу - 134 км, индейцы Новой Англии - 128-160 км (Tschudi, Roger-Willims). Разумное распределение времени работы и отдыха составляет необходимое условие сохранения здоровья. Чем напряженнее работа, тем чаще и тем продолжительнее должны быть перерывы. Существенное значение имеет здесь и индивидуальная утомляемость. Для лиц, быстро устающих при работе, полезнее более частый, хотя и менее короткий отдых. При малой утомляемости работник в интересах продуктивности труда и выигрыша свободного времени охотнее предпочитает менее частый, но более продолжительный перерыв. Дневная работа, особенно в утренние часы, менее утомляет, чем ночная. Напряженная ночная служба солдат в военное время (ночные переходы, укрепление занятой местности и т. п.) всегда сильно истощает солдат и предрасполагает их к заболеваниям. Продолжительность рабочего дня не поддается, с санитарной точки зрения, строгой регламентации, так как она зависит от многочисленных условий (сравнительная трудность той или другой работы, индивидуальная утомляемость и т. д.). Тысячелетний опыт указывает, однако, что она не должна быть больше 10-11 час. В Зап. Европе и Сев. Америке десятки лет уже идет деятельная агитация в пользу 3 восьмерок: 8 час. на работу, 8 на сон и 8 на еду, отдых и развлечения. Достаточно глубокий и продолжительный сон полнее всего восстанавливает силы от дневной работы. Сердцебиение и дыхание во время сна уменьшаются, Ф. и умственные силы приходят в полный покой, траты доводятся до минимума и организм запасается свежими силами для новой работы. Громадное значение имеет абсолютный Ф. и духовный покой в течение хотя бы одного дня в неделю, как это установлено мудрыми законодателями и основателями религий. В многочисленном и настойчивом повторении в Библия заповеди об отдыхе и в угрозах за ее нарушение ясно видно значение, какое придавал досугу законодатель. Для восстановления эластичности тканей и органов и накопления новой энергии время от времени необходим и более продолжительный отдых (несколько недель), особенно при однообразной, изо дня в день повторяющейся работе, легко ведущей к автоматичности и подавлению сознания. Громадное первостепенное значение при усиленном Ф. труде имеет надлежащее питание. Принимая во внимание, что при Ф. труде происходит усиленный распад углеродистых веществ, работающему организму для поддержания вещественного его состава необходимо доставлять увеличенное соответственно работе количество жиров или углеводов. Сказанным выше относительно азотистого обмена при работе нисколько не умаляется необходимость одновременно усилить также и подвоз белков. Чрезвычайно важная роль последних в организме не ограничивается одним только сохранением азотистого его равновесия. При богатой белками пище, как известно, увеличивается содержание в крови носителей кислорода, красных кровяных шариков, а также важнейшей составной их части - гемоглобина, чем облегчается работа мышц вообще и сердечной в частности. При усиленном Ф. труде окислительные процессы в организме повышаются, кислорода требуется в большем количестве, что, в свою очередь обусловливает и большую доставку с пищей белков. По Фойту, пища человека при усиленной работе должна содержать 145 г белков, 100 г жира и 500 г углеводов. Весьма целесообразен как по количеству, так и по качеству своих составных частей следующий рекомендуемый Уффельманом примерный паек:

Так как утомляемость после еды значительно устраняется, хотя непосредственно вслед за принятием пищи она кажется несколько повышенной, то при усиленном труде рационально не откладывать обеденного времени к концу работы. Легко утомляющимся лицам можно советовать частые приемы пищи через короткие промежутки. О постановке физического труда в школах - см. Школьная гигиена и Труд ручной в школах (см.).

См. Ф. Эрисман, «Курс лекций, 1884-85 г.» (M.); его же, «Курс гигиены» (т. III, вып. I, 1888); M. Рубнер, «Учебник гигиены» (1897); Birch Hirschfeld, «Die Bedeutung der Muskelübung f. die Gesundheit etc.» (1883); Mosso, «Die Ermüdung» (1892); Kraepelin, «Zur Hygiene der Arbeit.» (1896).

Хоть эти слова приписывают перу В. Белинского, их в свое время на разные лады воспроизводили многие: Маркс, Толстой, Геббельс и т.д.

Что несет в себе эта мысль и каким образом на человека действует физический и умственный труд? В чем различия между физическим и умственным трудом? Обо всем этом можно узнать в нашей статье.

Гигиена умственного и физического труда

В медицине, а точнее, в санитарно-гигиеническом деле существует отдельный раздел, который так и называется – гигиена труда. Ее задача состоит в том, чтобы изучить влияние разного рода работы на организм человека и разработать профилактические, гигиенические и лечебные мероприятия для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье работающих людей, а также стремится к тому, чтобы повысить их выносливость и производительность.

Ученые, которые занимаются этим вопросом, говорят о том, что важно различать понятия «работа» и «труд». Работа – это, скорее, термин из физики, который являет собой процесс преобразования одного вида энергии в другую. И когда говорят про работу и человека, то имеют ввиду его мышечный аппарат. Труд, в свою очередь, направлен на создание чего-то, ценностей; того, что имеет вес в социальной жизни (несмотря на то, что основой труда являются все те же физиологические процессы организма).

Фридрих Энгельс в своей работе, которая имеет всемирную известность, «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал, что трудовая деятельность, проходящая в благоприятных условиях, стимулировала развитие как человеческого тела, органов чувств, моторики рук, так и интеллекта и способности к абстрактному мышлению.

Сейчас не только специалисты всех стран мира говорят о том, что рациональное сочетание физического и умственного труда приводит к гармоничному существованию и позволяет человеческому организму развиваться во всех направлениях. В этом убеждены все люди, которые сумели совместить одно с другим.

Как бы там ни было, различия между физическим и умственным трудом существенны и нам предстоит ознакомиться с ними.

Для физического труда характерно вовлечение в процесс мышечного аппарата и различных систем организма. И основной характеристикой физического труда является тяжесть труда.

Тяжесть труда – это характеристика уровня трудового процесса, которая отражает величину нагрузки на опорно-двигательный аппарат и системы жизнеобеспечения организма (дыхательная, сердечно-сосудистая и т.д.).

Тяжесть труда имеет следующие характеристики, которые принципиально важны в процессе определения уровня нагрузки:

    Масса груза, который поднимают и перемещают

    Количество повторений

    Характер позы

    Глубина наклона тела

    Перемещение в пространстве

    Величина нагрузки в покое

Чем же физический труд полезен? В первую очередь, он помогает поддерживать тело в форме. Так или иначе. А это, к слову, повышает самооценку. Люди, занимающиеся ручным трудом, более приспособлены к жизни и «выживанию». Также польза физического труда заключается в том, что он делает человека более дисциплинированным и терпеливым. Да и что тут говорить, когда человек видит результат своих усилий и он приносит радость и пользу другим, то это делает его счастливым.

И не забывайте о таком полезном и приятном виде физической активности как... секс. А чем именно он так полезен для здоровья, вы можете прочесть в нашей статье .

Вред… помимо установленной гигиенистами категории «профессиональные болезни» (то есть, определенные заболевания, которые могут возникать от определенного вида деятельности), есть еще один существенный минус, который может таить физическая работа – травматизм. И он, как вы понимаете, может иметь существенные последствия.

Еще одна побочная реакция (присуща всем видам физической активности) – усталость. Сложно сказать, при какой разновидности занятий, усталость может принести больше вреда, но в случае физического труда, она может стать причиной травматизма. Поэтому очень важно рационально чередовать физическую активность и отдых (сон).

Особенности питания людей, занятых физическим трудом

Ручной труд, точнее, труд, который связан с физической нагрузкой, требует много силы, потому что во время его выполнения в расход идет мышечная энергия. Учитывая это, энергетическая ценность поглощаемых продуктов, как и количество белков, жиров, углеводов увеличивается пропорционально выполняемой работе.

С этой целью, во время разработки гигиенических норм питания людей было выделено 4 группы интенсивности труда, в зависимости от которых и определяли, какое количество питательных веществ должен получить той или иной человек, исходя из его возраста, пола и рода занятий. Это если сильно углубляться, но в целом вы должны знать, что людям, которые интенсивно работают физически, необходимо употреблять: куриные яйца, кисломолочные продукты, фрукты (бананы, киви, ананасы), устрицы и лосось, крупы (овсянка в приоритете), орехи и сухофрукты, томатный и апельсиновый сок, имбирь, черный шоколад, мед.

Сколько тратится калорий (ккал) при различных видах активности, можно легко найти в интернете, все эти данные представлены в виде разнообразных и удобных для восприятия таблиц.

Чтобы знать, как правильно организовать режим умственного труда и извлечь из него максимальную пользу, нужно знать его критерии.

Напряженность интеллектуального труда характеризуется:

    Объемом информации, которую нужно обработать/запомнить

    Скорость поступления информации

    Скорость принятия решения

    Степень ответственности за принятое решение и возможные ошибки

При умственном труде основная нагрузка приходится на головной мозг (точнее, на его кору).

Представители умственного труда ведут сидячий образ жизни и чаще всего не занимаются ни физическими нагрузками, ни спортом. Гиподинамия, психофизиологическая утомляемость, напряжение зрительного, слухового анализаторов, нервное напряжение – все это сопровождает людей, которые трудятся умственно.

Польза умственного труда заключается в том, что человек постоянно стимулирует свой мозг и «прокачивает» его способности: память, абстрактное мышление, фантазию и т. д.

Особенности питания людей, занятых умственным трудом

Люди, уделом которых является интеллектуальный труд, как правило, ведут малоподвижный образ жизни, во время организации их питания это нужно учитывать. Потому, составляя их меню, нужно помнить, что содержание белков, жиров и углеводов, наряду с энергетической ценностью продуктов, должно быть существенно ниже, чем у людей, занимающихся физическим трудом. При этом, количество витаминов и минералов должно быть идентичным, потому что интеллектуальный труд требует достаточного количества гормонов и ферментов.

Людям, занимающимся умственным трудом, нужно налегать на рыбу (лосось), зеленые листовые овощи (шпинат, капуста), яйца, морковь, помидоры, свеклу, коричневый рис, овсяную крупу, фасоль, чернику, орехи и семечки (грецкие, миндаль, тыквенные), авокадо, яблоки, виноград, черный шоколад, зеленый чай. Так любимый всеми кофе попробуйте иногда заменять на более .

Как вы видите (а может быть, уже успели ощутить на себе) - нельзя заниматься одним видом работы. Нужно чередовать. Физический труд с умственным (чтение книг, решение различных задач, искусство) и умственный с физическим (посещение тренажерного зала, бассейна, занятие бегом, фитнесом, каким-то видом единоборства).

Даже самый здоровый и жизнерадостный человек порою испытывает упадок сил. Попробуйте внедрить в свой распорядок дня .

Но также важно помнить об, чтобы давать возможность организму отдохнуть от вашей бурной деятельности и набраться сил для новых свершений.

физический труд, умственный труд,