Сколько символов на китайской печатной машинке. Китайская пишущая машинка — анекдот, инженерный шедевр, символ (22 фото)

За несколько тысяч лет хитроумные китайцы успели довести количество иероглифов до 50000 с хвостиком. И хотя число нужных в повседневной жизни знаков не измеряется десятками тысяч, все равно, как ни крути, стандартный набор старой типографии — 9000 литер.

Долгое время набор осуществлялся по принципу «на каждый иероглиф — отдельный печатный элемент». Поэтому работать приходилось с машинками-монстрами вроде этой:

Основной ее элемент — банк иероглифов, находящихся на чернильной подушке. Над иероглифами закреплена механическая система: рукоятка, «лапка» для захвата и бобина с листом бумаги. Весь механизм вместе с бобиной вслед за рукояткой способен перемещаться влево, вправо, вперёд и назад за счет усилия машиниста. Чтобы набрать текст, машинист долго ищет с лупой нужный иероглиф, помещает над ним систему и нажатием на ручку приводит в действие «лапку», которая хватает иероглиф и на ходу, разворачивая, отпечатывает его на листе бумаги. При этом бобина с листом немного проворачивается, предоставляя место для следующего символа. Разумеется, процесс печати на таком агрегате выходит крайне медленным — опытный оператор мог набирать не более 11 иероглифов в минуту.

В 1946 году известный китайский филолог Линь Юйтан предложил вариант печатной машинки, построенной на совершенно новом принципе — разложении иероглифов на составные части.

Электромеханическая печатная машинка Линь Юйтана, 1946 г.

В отличие от габаритных предшественниц, новая машинка была ничуть не больше своих латинских аналогов, да и клавиш на ней было немного. Дело в том, что клавиши соответствовали не иероглифам, а их составным частям. В центре устройства находился «волшебный глаз»: когда машинист нажимал комбинацию клавиш, в «глазе» появлялся вариант иероглифа. Чтобы подтвердить выбор, нужно было нажать дополнительный функциональный ключ. При наличии всего 64 клавиш такая машинка легко могла обеспечить набор 90,000 знаков и скорость 50 знаков в минуту!

Хотя Линь Юйтан умудрился получить на свое изобретение патент в США, в массы оно так и не пошло. Неудивительно, ведь производство одного такого аппарата стоило на тот момент порядка 120,000 долларов. К тому же в день, когда была назначена презентация для компании «Ремингтон», машинка отказалась работать — даже волшебный глаз не помог. Идею благополучно отложили до лучших времен.

Зато в эру широкого распространения компьютеров идея Линь Юйтана о разложении иероглифов на составные части обрела новую жизнь. Она легла в основу структурных методов ввода китайских иероглифов, о которых мы сейчас и поговорим.

(Кстати, в 80-е годы тайваньская компания MiTAC даже разработала непосредственно на основании системы кодирования Линь Юйтана свой метод структурного ввода — Simplex.)

Таких методов известно не меньше десятка, и все они основаны на графической структуре иероглифа. Китайские иероглифы — это паззлы, собираемые из одних и тех же частей (т.н. графем). Количество этих графем не так уж велико — 208, и их уже можно «запихнуть» в обычную клавиатуру. Правда, получится около 8 графем на одну клавишу, но эта проблема легко решается.

Один из самых распространенных методов структурного ввода — уби цзысин (Wubing zixing — «ввод по пяти чертам»). Как же он работает? Сразу предупреждаю: сложно.

На самом деле все китайские иероглифы делятся на четыре группы:

Базовые 5 черт (一, 丨, 丿, 丶, 乙) и еще 25 очень часто употребляемых иероглифов (каждому из них сопоставлена клавиша).

Иероглифы, между графемами которых есть определённое расстояние. Например, иероглиф 苗 состоит из графем 艹 и 田, между которыми есть расстояние (хотя на печати они немного «спрессовываются» и вам может показаться, что расстояния между ними нет).

Иероглифы, графемы которых соединены друг с другом. Так, иероглиф 且 представляет собой графему月, соединённую с горизонтальной чертой; 尺 состоит из графемы 尸 и откидной черты.

Иероглифы, графемы которых пересекаются либо накладываются друг на друга. Например, иероглиф 本 — это пересечение графем 木 и 一.


На первый взгляд может показаться, что графемы на клавиатуре расположены беспорядочно. На самом деле это не так. Клавиатура разбита на пять зон, по числу базовых черт, (на рисунке они отмечены разными цветами). Внутри каждой зоны клавиши пронумерованы — от центра клавиатуры к краям. Номер составляется из двух цифр от 1 до 5 — в зависимости о того, из каких базовых черт собирается графема.

Таким образом, 毅=U+E+M+C. Для ввода иероглифов, состоящих более чем из четырёх графем, нужно ввести первые три графемы и последнюю. Поскольку графем очень много, то неизбежно появятся несколько иероглифов, претендующих на одну и ту же комбинацию клавиш. Тогда приходится перебирать варианты, но копьютер умный он по смыслу старается первыми подсовывать наиболее подходящие по смыслу графемы.

Такая раскладка далеко не единственная, но одна из самых популярных. Она хоть и довольно сложна для изучения, но зато открывает возможность слепого ввода, что повышает максимальную скорость набора до 160 иероглифов в минуту — это около 500 нажатий клавиш за ту же минуту!

Если вы пользуетесь поисковой системой или каким-либо мобильным телефоном, вам наверняка знакома технология интеллектуального (или предиктивного) ввода текста. Когда вам необходимо выведать правильное правописание в незнакомом слове, данная технология волшебным образом исправляет его непосредственно во время написания. Это срабатывает, даже если вы не помните, какой конкретно факт вас интересует. Вам нужно всего лишь ввести несколько первых букв в поисковую строку и отобрать наиболее релевантный запрос из выпадающего меню.

Автозаполнение — один из примеров интеллектуального ввода текста, который на пару с автозаменой позволяет нам по максимуму оптимизировать правописание при использовании сенсорной клавиатуры. При помощи сложных языковых баз данных, совмещающих возможные комбинации слов и букв, эти функции приводят наши нелепые словосочетания к приемлемому виду. Они настраиваются в соответствии с пожеланиями пользователей, и когда те отказываются от автоматических исправлений или принимают их, в операционной системе телефона формируются индивидуальные языковые предпочтения, которые становятся частью программного обеспечения.

Большинство из нас уже привыкло к такой машинной корректировке предложений и не видит в ней ничего особенного. А ведь на самом деле мы имеем дело с уникальным цифровым феноменом, существующим только благодаря изощренным компьютерным технологиям, способным анализировать и изучать каждую строчку нашего текста. Вот как это работало в западной технологии написания, которая не использовала предиктивный ввод текста до тех пор, пока мобильные телефоны не сделали его практической необходимостью (помните, как вы пытались писать сообщения при помощи клавиатуры без функции Т9?).

Стэнфордский историк Томас Маллэни (Thomas Mullaney) обнаружил, что Китайская технология написания шагнула намного дальше в этом плане: в 1950-х годах они уже использовали принципы интеллектуального ввода текста в своих печатных машинках. Когда человек вводил символ «mei», символы «di» и «li» размещались в максимально удобном положении, чтобы упростить написание двух широко распространенных слов времен маоистской эпохи Китая: meili («красивый») и Meidi («американский империалист»).

Письменный китайский язык — очень сложный

Как вам известно, китайский письменный язык не основывается на привычном алфавите. Он базируется на символах, которые являются визуальными репрезентациями объектов или мыслей. Каждый символ соответствует определенному разговорному слогу, а его отдельные элементы привносят ясность в произношение и значение.

К примеру, символ 休 означает «отдых»:

Он состоит из двух частей, полученных из пиктограмм. Левый компонент, 亻, был взят из символа 人, который значит «человек», а правый элемент представлен в виде символа 木, обозначающего «дерево». Таким образом, данный иероглиф характеризует отдых, изображая человека, отдыхающего у дерева.

Этимология символа 木, обозначающего «дерево», от надписей на гадательных костях до древних манускриптов

Эта письменная система была разделена на несколько языков и диалектов на протяжении всей истории Китая: представители кантонской диалектной группы и говорящие на «мандарине» все еще придают одинаковое семантическое значение многим символам, но даже при этом они произносят их совершенно по-разному. На «мандарине» все тот же иероглиф 休 произносится как «xiū», но в кантонском диалекте его произношение изменяется на «jau». Без такой обобщенной письменной системы существование громадных Китайских империй было бы невозможным, к тому же во многом именно благодаря ей сегодня Китай остается целостным государством.

С другой стороны, количество символов в их письменной системе должно соответствовать числу слогов, присутствующих в языке, и как вы понимаете, это действительно много. Письменный китайский насчитывает более 80 000 иероглифов, но к счастью, на сегодняшний день многие из них устарели и используются крайне редко. Сейчас считается, что для грамотного изложения своих мыслей человеку достаточно знать хотя бы 4000 символов.

Эта обширная и процветающая письменная система существенно усложнила жизнь здешнему печатному делу. Можете ли представить функциональную печатную машинку с тысячами клавиш?

Согласитесь, это выглядит очень сложно.

У китайских печатных машинок нет клавиш: здесь используется специальный бокс жетонов с нанесенными на них символами и рычаг. При помощи рычага машинист выбирает определенный иероглиф, машинка подымает жетон, наносит на него чернила, печатает символ и помещает жетон назад в лоток. Конечно же, в данном случае наиболее сложной задачей является поиск нужного символа, поскольку всего в лотке находится 2450 жетонов.

Когда в 1911 году были созданы первые машинки, символы начали размещать в так называемом «радикальном порядке» (radical-stroke order). Многие китайские иероглифы состоят из меньших символов, и наиболее часто используемые из них называются радикалами, (亻является радикалом символа 休.) Согласно данной методике, сперва иероглифы распределяются по группам, соответствующим составному радикалу, затем группы упорядочивают по количеству мазков, необходимых для написания радикала вручную, после чего по этому же принципу классифицируются и сами символы. Только представьте, современные китайские словари организованы точно таким же образом.

Согласитесь, любой, кто когда-либо жаловался на неудобство QWERTY клавиатуры, должен благодарить судьбу за то, что ему не пришлось пользоваться китайской печатной техникой. С учетом всех перечисленных нюансов вы будете вынуждены проверять в словаре правописание каждого слова. Письменный китайский язык насчитывает 214 радикалов, и в составе различных символов они могут выглядеть по-разному. Поскольку полный набор знаков, необходимый для грамотного общения, не помещается в боксе печатной машинки, в некоторых случаях иероглифы приходится заменять. Именно поэтому даже у подготовленных специалистов скорость ввода текста в данной системе не превышает 20-30 символов (каждый из которых соответствует конкретному слогу).

Текст: «Нерушимые мысли Мао Цзэдуна освещают этапы революционного искусства!» Афиша госпожи Мао со страниц «Цитат председателя Мао Цзэдуна» (или «Красной книжечки»)

По словам Маллени, в революционные времена печатное дело пользовалось особым спросом: начиная с 1950 года, в Китае постоянно проводятся политические кампании, которые стали настоящим бременем для местных писателей.

Один из таких авторов заслуживает отдельного внимания. Его звали Жанг Джиюнг (Zhang Jiying) и проживал он в Кайфэне. Этот опытный наборщик текста работал с внушительной скоростью 1200-2000 слов в час (или 20-30 слов в минуту) на традиционной печатной машинке. Маллени пишет: «Спустя всего несколько месяцев после образования Китайской Народной Республики, он ощутил прилив вдохновения и начал вплотную работать над реорганизацией набора используемых иероглифов.»

Еще до революции размещение символов по радикалам настолько усложняло жизнь наборщикам текста, что многим из них приходилось отводить целую секцию своего бокса для символов специального использования. Инновационное решение Жанга заключалось в полной реорганизации лотка и его адаптации к работе над конкретной тематикой.

В какой-то момент тема может затронуть «рабочее движение», и Жангу придется задействовать такие слова, как «производство» (shengchan), «опыт» (jingyan), «труд» (laodong) и «отчет» (jilu); в иных же случаях текст может оказаться более пропагандистским, а это значит, что при его написании пригодятся фразы в стиле «Боритесь с Америкой, поддерживайте Корею» (kang Mei yuan Chao), которые использовались в военную эпоху при массовой мобилизации.

Эта система позволила Жангу удвоить свою продуктивность в предельно сжатые сроки: в 1951 году газета People’s Daily опубликовала статью с громким заголовком «Наборщик текста из Кайфэна Жанг Джиюнг совершенствует методику ввода и устанавливает новый рекорд — более 3000 символов в час». То есть, за одну минуту он набирал около 50 символов. В 1952 году этот трудяга побил собственный рекорд, напечатав 4778 знаков за час (примерно 80 символов в минуту), и зафиксировал этот невероятный результат на пленке. Как видите, в итоге такой специфический подход к вводу текста позволил Жангу повысить свою продуктивность более чем в 2 раза.

Китайский наборщик текста

Жанг был идеальным революционным героем: трудолюбивым и преданным работником с верными иконоборческими взглядами. Партия опубликовала и распространила информацию о его методиках и достижениях. В 1953 году в People’s Daily появилась статья о «новой печатной технике», посвященная принципам смежности, которые Жанг использовал при работе с набором символов.

Отобрав один знак в качестве основного и двигаясь в направлении от него, автор мог заполнить 8 ближайших пробелов максимально возможным количеством соответствующих символов. Благодаря такой многогранности наборщик текста мог экспериментировать как с вертикальным, так и с горизонтальным размещением. Это позволило не только увеличить число многосимвольных комбинаций и последовательностей в каждом пустующем клочке пространства, но и объединить данные мини-секции в постоянные ассоциативные сети.

Ввод текста при помощи данной методики выглядел следующим образом: сперва вы подбираете первоначальный символ, а затем ищете вокруг него последующие знаки. Отыскав применение для новой комбинации иероглифов, свой бокс необходимо организовать таким образом, чтобы в будущем по максимуму упростить ее использование. (Так поступили и с символом 毛, обозначающим «волосы» или «перо», который на «мандарине» произносится как «мао». Это слово также является фамилией политического лидера Мао Цзэдуна, поэтому оно довольно быстро заполучило центральное размещение на многих клавиатурах).

Теперь бокс печатной машинки начинает походить на двухмерную интерпретацию данных, используемых для автозаполнения в выпадающих меню поисковой системы Google, клавиатурах iOS 8 и алгоритмах подбора слов T9. И когда при написании вы отталкиваетесь от начального символа, технология существенно упрощает ввод последующего текста.

Конечно же, основное отличие здесь заключается в том, что предиктивность набора иероглифов определяется исключительно пользователем. В конце 1980-х годов китайские печатные машинки продавались с пустыми лотками: наборщикам текста позволяли самостоятельно выстраивать собственные ассоциативные сети. Однако существуют свидетельства того, что добиться результатов в этом плане большинству авторов удалось только спустя некоторое время.

Взгляните на размещенные ниже тепловые карты, демонстрирующие боксы для двух китайских печатных машинок. Как видите, слева используется дореволюционный порядок размещения по радикалам, а справа изображена методика, применяемая в ЮНЕСКО примерно с 1970-х годов. Каждый жетон окрашен, исходя из количества соседних символов, позволяющих сформировать реальное двухзнаковое слово. Черный цвет означает 0, а белый — 8.

С компьютерными текстовыми процессорами у китайских печатных машинок отношения также не заладились. Но Маллени утверждает, что компьютеры не были связующим звеном между китайским языком и эпохой современных технологий.

Согласно теории автора, эта печатная техника заложила прочный фундамент для нынешних текстовых инноваций. Чтобы печатать на китайском языке, пользуясь китайским компьютером, большинство людей применяют QWERTY клавиатуру. Они вводят текст в Пиньинь (Pinyin), систему романизации китайского языка, и словесный процессор конвертирует его в символы. Основная проблема заключается в том, что китайский язык существенно отличается от латиницы — для десятков тысяч иероглифов в Пиньинь насчитывается всего лишь 400 возможных вариантов написания — а хорошие текстовые процессоры во многом зависят от контекста. Они предлагают вам возможные символы, исходя из введенной информации и ее наиболее вероятного продолжения: по сути, это и есть технология интеллектуального ввода текста. В этом плане их функционирование немного напоминает работу текстовых редакторов большинства мобильных телефонов.

Как печатать китайские иероглифы на QWERTY клавиатурах

Вторая наиболее распространенная методика ввода текста называется Wubi, и здесь различные виды штрихов в китайских иероглифах соответствуют определенным QWERTY клавишам. При использовании этой техники вам необходимо выбрать составные штрихи символа в порядке, характерном для написания данного текста вручную. В данном случае вашей основной задачей станет устранение неоднозначности, поскольку во многих иероглифах комбинации штрихов совпадают по мере набора текста на клавиатуре. И снова на помощь приходит технология предиктивного ввода текста, предлагающая пользователю возможные варианты символов в процессе написания.

Среди владельцев мобильных телефонов предиктивный текст не обрел широкой популярности, однако по словам Маллени, в Китае все пишут именно таким способом.

Математическая викторина для начальной школы.

Интересная и познавательная викторина для младших школьников и школьников средних классов.

Все вопросы викторины с ответами.

Викторина «Математическая»

Вопросы викторины

■ Какая фигура не имеет углов? Ответ: Круг.

■ Что составляют вместе 12 месяцев? Ответ: Год.

■ Сколько знаков в китайской пишущей машинке? Ответ: Пять тысяч.

■ Какая азбука состоит из двух знаков? Ответ: Азбука Морзе (тире и точка).

■ Винни-Пух и Пятачок нашли по одному грибу, причем Винни-Пух сделал это раньше, чем Пятачок. Который по счету гриб нашел каждый из них? Ответ: Винни-Пух — первый гриб, Пятачок — второй.

■ Сколькими цифрами обходились римляне? Ответ: Семью (I — 1.V — 5,Х — 10, L — 50, С — 100, D -500, М — 1000).

■ В каком числе столько же букв, сколько и цифр? Ответ: В числе 100.

■ У меня в сумке три килограмма конфет, а у моего друга — три килограмма ваты. У кого груз тяжелее? Ответ: Груз одинакового веса.

■ Чему равно произведение всех чисел? Ответ: Нулю.

■ Как спортивный шест превратить в число? Ответ: Шест + ь = = шесть.

■ Вспомните популярную детскую сказку про репку, которую хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько глаз увидели этот овощ? Ответ: 12 глаз.

■ Какие два числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается при их сложении? Ответ: 2x2= 4, 2 + 2=4.

■ Можно ли сказать: «Большая половина зимы была морозной?».Ответ: Нет, половины всегда одинаковые.

■ В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди? Ответ: Семь человек.

■ Когда мы смотрим на цифру 1, а говорим «пять»? Ответ: Когда смотрим на часы и говорим «пять минут».

■ На дне рождении шоколадный рулет разрезали на десять частей. Сколько разрезов потребовалось для этого? Ответ: Девять разрезов.

■ Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько всего времени сыграл каждый? Ответ: 2 часа.

■ Яйцо варится вкрутую четыре минуты. Если бросить пять яиц в кипящую воду в восемь часов, когда можно выключить газовую плиту? Ответ: В 8 часов 4 минуты.

■ Тройка лошадей проскакала 6 часов. Сколько часов проскакала одна лошадь? Ответ: 6 часов.

■ У Маши живет несколько собак. После прогулки в ненастную погоду она помыла 12 лап. Сколько собак у Маши? Ответ: Три собаки.

■ Если шоссе длиннее аллеи, то что из них короче? Ответ: Аллея.

■ На тарелке яблок намного больше, чем апельсинов, и немного меньше, чем груш. Каких фруктов меньше всего и больше всего? Ответ: Яблок больше, апельсинов меньше.

■ Ниф-Ниф старше Наф-Нафа, а Наф-Наф — Нуф- Нуфа. Кто моложе всех? Ответ: Нуф-Нуф.

■ Если собрать с дуба, клена, ясеня и осины по три листа, то сколько листьев будет в осеннем букете? Ответ: 12 листьев.

■ В корзине и в пакете было ровно по пять яблок. Из корзины в пакет переложили два апельсина. На сколько меньше груш стало в корзине? Ответ: Нет решения задачи.

■ Торт разрезали на четыре одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на две одинаковые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце по одному куску? Ответ: На 8 человек.

■ Сестра и брат получили по пять пирожных. Сестра съела три, а брат четыре вкусных лакомства. У кого пирожных осталось больше? Ответ: У сестры.

■ После фигурного катания спортсмены разделись и оставили в раздевалке десять коньков. Сколько фигуристов тренировалось на катке? Ответ: 5 человек.

■ С утра температура воздуха была минус 9 °С, а затем потеплело на семь градусов, то положительной ли стала температура воздуха к полудню? Ответ: Нет.

■ Верите ли вы, что если любое число между 10 и 99 написать подряд трижды, то результат будет делиться на 7 без остатка? Ответ: Да, например, 323 232: 7 = 46 176.

Печатные машины относятся к одним из самых сложных и дорогих видов полиграфического оборудования, требующих для своего изготовления высокоточного инструментария, качественных материалов и комплектующих, высокой культуры производства, высококвалифицированных конструкторских, исследовательских и рабочих кадров. Поэтому их производство сосредоточено всего в нескольких странах. Среди изготовителей печатных машин есть как компании с многолетним опытом работы в этой области, так и относительно молодые фирмы, которым всего 15-20 лет. Последние располагаются в основном в Индии, Китае и США.

Большинству специалистов полиграфического производства хорошо известно печатное оборудование из европейских стран. Есть сведения о печатных машинах ряда индийских и японских фирм, но о печатных машинах китайских компаний информации недостаточно.

Китай в свое время закупал полиграфическое оборудование за рубежом, поскольку своего полиграфического машиностроения в этой стране почти не было. В частности, начиная с 50-х годов Китай часто приобретал технику в СССР. Советские специалисты выезжали в Китай для оказания помощи в установке этого оборудования и обучения работе на нем. С обострением отношений между странами такие закупки прекратились, а информация о китайском полиграфическом машиностроении в СССР почти не поступала. Потом «вдруг» обнаружилось, что в Китае создана целая отрасль с десятками заводов, производящих разнообразную полиграфическую технику и материалы.

Методы развития полиграфического машиностроения Китая были просты и напоминали те, что практиковались в СССР до и сразу после Великой Отечественной войны. Китайские фирмы разбирали импортные машины, снимали эскизы, разрабатывали комплекты рабочей документации и по ней изготавливали свою продукцию. Поэтому многие образцы техники китайского производства внешне очень похожи на зарубежное оборудование, но только худшего качества. Недаром на международных выставках многие фирмы не хотели близко подпускать китайских специалистов к своему оборудованию, боясь спустя какое-то время увидеть его копию в китайском исполнении. Этот период копирования зарубежной техники еще полностью не завершен. Тем не менее появилось и оборудование, которое копией уже не назовешь. В нем просматриваются самостоятельные технические решения.

Экспозиция выставок полиграфического оборудования последних лет как за рубежом, так и у нас в стране свидетельствует о неуклонном наступлении китайского оборудования на рынки разных стран, в том числе и на российский. То же можно сказать и в отношении индийского оборудования. Однако темой настоящей статьи является китайское печатное оборудование.

По имеющейся информации, в Китае изготавливаются машины различных способов печати: офсетной и флексографской, высокой и глубокой, тампонной и трафаретной. Выпускаются листовые и рулонные печатные машины, трафаретные машины различных типов, тигельные машины (правда, в основном для высечки), причем начиная с листовых малоформатных и узкорулонных и заканчивая крупноформатными и под рулоны большой ширины, а также разного рода принтеры, плоттеры и т.д.

Отметим, что некоторые известные производители печатного оборудования, например Bobst, Hamada, GOSS и некоторые другие, также открыли свои заводы в Китае. Перенос производства машин в Китай связан с низкими затратами на изготовление там оборудования. В то же время, несмотря на производство собственных печатных машин, Китай закупает достаточно много машин импортного производства.

Понятно, что в одной статье невозможно описать всё полиграфическое машиностроение Китая, изготавливающее печатную технику. Поэтому дадим только краткую информацию.

Рулонные печатные машины

Корпорация Beiren Group Corp . является одной из крупнейших китайских фирм. Свою историю она ведет с 1952 года. Сегодня корпорация объединяет 12 специализированных предприятий, выпускающих печатное и послепечатное оборудование. На заводах корпорации работают более 5 тыс. человек. Она выпускает газетные и книжно-журнальные печатные машины. Все печатные модули красочностью 4+4 построены из двух Н-образных печатных секций, установленных друг на друга, то есть по схеме 2Н.

Можно упомянуть газетную машину Beiren 40B одинарной ширины, имеющую одинарный диаметр печатных аппаратов (2/1) формата 914x578 мм и скорость работы 40 тыс. об./ч. Машина Beiren 45А (2/1) хотя и относится к газетным, но имеет книжно-журнальную длину рубки — 546 мм. Скорость работы машины — 45 тыс. об./ч. Формные цилиндры имеют щелевую систему крепления печатных форм, используется щеточное увлажнение, дистанционное управление окружной и радиальной приводкой. Фальцаппарат клапанно-ножевого типа с соотношением диаметров 1:2:2.

Машина Beiren 60А (3/1) имеет полуторную ширину (1260 мм) при длине рубки 546 мм. Несмотря на такую длину рубки, она также относится к газетным машинам. Скорость ее работы — 60 тыс. об./ч. Газетная машина Beiren 75А одинарной ширины с двойным диаметром цилиндров (4/2) может печатать продукцию красочностью 2+1, 2+2, 4+1, 4+2 и 4+4. Длина рубки — 2x546 мм, скорость ее работы — 37 500 об./ч. Фальцаппарат построен по схеме 2:3:3. В приводе машины используется электрооборудование Mitsubishi. Рулонная зарядка с механизмом автосклейки изготовлена фирмой MEGTEC.

Компания Shaanxi Beiren Printing Machinery Co, Ltd (Shaanxi Beiren) была создана китайским правительством в 1967 году для производства полиграфического оборудования. Из печатного оборудования изготавливаются машины глубокой, а также флексографской печати. Выпускается несколько моделей машин широкого профиля и узкоспециализированных (например, для изготовления сигаретных коробок, сигаретных фильтров, декоративной бумаги). Производятся машины шириной до 1500 мм и со скоростью работы до 300 м/мин. Машина флексографской печати имеет планетарное построение (четыре краски, 1300 мм, скорость — 250 м/мин).

Машины глубокой печати также изготавливаются фирмами Jiangyin Huitong Packing Machine Co, Ltd и Ruian Zhongtai Packaging Machine Factory .

Компания Beiren-Fuji , являющаяся совместным предприятием с известной японской фирмой, производит узкорулонные машины. Эти машины с шириной рулона 520 мм могут оснащаться секциями флексографской, офсетной, трафаретной и глубокой печати, ротационной и плоской вырубки, горячего тиснения, а также другими опциями для работы с картоном.

Компания Shanghai Purlux Co, Ltd — один из лидеров по производству брошюровочно-переплетного и печатного оборудования в Китае. В частности, узкорулонные печатные машины типа Purlux PIA-II/Purlux-IIM-Akira (ширина рулона 482 мм, скорость 220 м/мин) производятся компанией Purlux совместно с японской фирмой Ishikawajima Industrial Machinery Co, Ltd и по ее технологии. В такой машине, в зависимости от поставленной задачи, могут быть установлены секции офсетной и высокой печати, нумератор, секция нанесения самокопирующегося покрытия, различные отделочные секции, секция поперечной разрезки на листы, рулонная приемка, система видеоконтроля и т.п.

Рулонная машина для печати непрерывных формуляров изготавливается совместно фирмами Purlux и AKIRA (Япония) и может иметь до десяти секций офсетной, высокой и глубокой печати, устройство продольной и поперечной биговки, высечки, нумерации и др. Скорость ее работы — до 220 м/мин.

Машины флексографской печати производятся и другими компаниями, например Jiangnan, Ruian Zhongtai Packaging Machine Factory и Wenzhou Changs International . Так, компания Jiangnan из города Ruian выпускает узкорулонные флексографские машины серии YR (вертикальное размещение печатных секций, до пяти красок, 320 мм, скорость 70 м/мин), серии YT (ярусное построение, до шести красок, 600-1200 мм, скорость 80 м/мин).
Фирма также изготавливает машины глубокой печати серии YAD (секционное построение, до 12 красок, 600-1300 мм, 130 м/мин) и серии YAD-W (секционное построение, до 12 красок, 800-1600 мм, 150 м/мин).

Фирма Wenzhou Zhuxin Machinery Co, Ltd была образована в 1988 году. Она производит рулонные машины глубокой (SWASY) и флексографской печати. Наряду с этим выпускается оборудование для изготовления и обработки синтетической пленки. Машины SWASY используются для печати на пленках (рис. 2). Они выпускаются в нескольких типоразмерах (шириной от 600 до 1300 мм). Машина безвалового типа, скорость печати — 10-120 м/мин, механическая скорость — 150 м/мин.

Листовые печатные машины

Корпорация Beiren Group Corp . предлагает линейку печатных машин для офсетной печати: от формата А2 (модель BR622) до формата 1420x1020 мм (модель BR142), а также четырех- и шестикрасочные машины форматов В2 и В1 серий Beiren 200 и Beiren 300 (рис. 3).

Корпорация изготавливает и листовые машины глубокой печати. Предлагается несколько моделей формата 74x104 см. Все модели предназначены для печати упаковки и этикеток большими тиражами, оснащены микропроцессорным управлением, самонакладом и приемным устройством, работающими в режиме nonstop, а также другими опциями.

Холдинг Shanghai Purlux Machinery Co состоит из четырех компаний: собственно Purlux, специализирующейся на выпуске брошюровочно-переплетного оборудования, а также флексографских и офсетных рулонных печатных машин; Guanghua, выпускающей листовые офсетные печатные машины; Clarity, занимающейся изготовлением печатного и лакировального оборудования для картонажного производства; Purple Magna, выпускающей фальцмашины и трехножевые бумагорезальные машины.

Фирма Shanghai Guanghua Printing Machinery занимается производством листовых печатных машин (на экспорт они поставляются под торговой маркой Yiying). Она взяла за основу старые модели машин Heidelberg серии M — Offset. При этом на выпуск печатных и увлажняющих аппаратов у компании Heidelberg были куплены права. Многие детали машин изготавливаются на других заводах.

В 2002 году эта фирма купила японскую компанию Akiyama, известную своими листовыми машинами с печатными и листопередающими цилиндрами большого диаметра, а также машинами ярусного построения двусторонней печати. Благодаря этому фирма Guanghua смогла повысить технический уровень своих печатных машин серии PZ. В качестве примера приведем одно- и четырехрасочную машины (рис. 4).

В машине Yiying PZ 1650 формата 48x65 см используется пневматический самонаклад с подачей листов широкой стороной вперед. Печатный аппарат машины построен по L-образной схеме «на 5 часов». На машине установлен увлажняющий аппарат типа Molleton, включающий два накатных валика с чехлами. Офсетные и формные цилиндры работают по контактным кольцам. Используется система штифтового крепления печатной формы Bacher. В составе машины есть противоотмарочный аппарат. Скорость ее работы — 9 тыс. об./ч.

Четырехкрасочная машина Yiying PZ5650UVC формата 480x650 мм предназначена для печати УФ-красками. Скорость ее работы — до 10 тыс. об./ч. Листы подаются в машину широкой стороной вперед. Все валики изготавливаются из специального материала, устойчивого к воздействию УФ-красок. В стандартную комплектацию машины входит сушильное УФ-устройство, расположенное на выводном транспортере. В машине используется спиртовой увлажняющий аппарат непрерывного действия Alcolor, запатентованный фирмой Heidelberg. Печатный аппарат машины построен по L-образной схеме «на 5 часов». Передача листов между секциями производится трехцилиндровой листопередающей системой с центральным цилиндром двойного диаметра. Офсетные и формные цилиндры работают по контактным кольцам. В машине применяется система штифтового крепления печатной формы Bacher.

Фирма Clarity выпускает листовые одно- и двухкрасочные машины глубокой печати для упаковочной промышленности, а также офсетные машины для двусторонней однокрасочной печати. В Китае многие типографии считают более выгодным печатать упаковку для сигарет на однокрасочных листовых машинах. Такое оборудование продается в основном на внутреннем рынке. Офсетные машины Clarity ZM200C и ZM200B — это машины двусторонней печати красочностью 1+1 (рис. 5). Они работают по принципу печати «резина к резине». В отличие от Clarity ZM200B, модель ZM200C содержит качающийся форгрейфер и промежуточный передающий цилиндр. Машины предназначены для печати книжно-журнальной продукции формата А2.

Кроме того, компания Clarity изготавливает одно-, двух- и четырехкрасочные машины до формата 48x66 см включительно.

Фирма Hans-Gronhi Graphic Technology Company Limited специализируется на разработке и производстве малоформатной офсетной печатной техники и входит в число 500 самых крупных предприятий Китая. По объему их производства она занимает ведущее место в Китае, выпуская порядка 3 тыс. машин в год. Печатные машины Yingkou не только установлены в типографиях Китая, но и экспортируются в ряд стран Европы, Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

Выпустив в начале 70-х годов первую офсетную печатную машину, сегодня она производит более 20 моделей. Наиболее известными из них являются печатные машины серий YK1800 и YK9600 формата А3 (рис. 6). Они предназначены для печати простой бланочной продукции. Прототипом этих печатных машин явились модели японской фирмы TOKO, однако в их конструкцию внесено много изменений.

В машине YK1800 листы подаются узкой стороной вперед. Сменные красочные ящики и увлажняющий аппарат без чехлов обеспечивают высокую оперативность при малых тиражах. Возможно использование металлических или полиэфирных печатных форм. Имеется противоотмарочный порошковый аппарат.

YK9600 — печатная машина формата А2. Подача листов осуществляется широкой стороной вперед. Красочный аппарат имеет три накатных валика и три растирочных цилиндра. Автоматическая смывка офсетного полотна и сменный кассетный красочный ящик способствуют оперативному выполнению заказов.

Фирма WEIHAI , входящая в состав крупной промышленно-торговой группы UP GROUP, производит малоформатные офсетные печатные машины, а также машины для изготовления бесконечных формуляров. По имеющейся информации, несколько лет тому назад она выпускала примерно 2 тыс. машин в год.

Компания DongHang (China Donghang Printing Technology, Inc.) изготавливает малоформатные листовые офсетные машины и узкорулонные (420, 520 и 640 мм) машины флексографской печати.

Станки и машины трафаретной печати выпускаются фирмами Beiren Group Corp., Shanghai Shuoxing Screen Printing Equipment Co, Ltd, Wenzou Maxge Electric и др.

Корпорация Beiren Group Corp . производит как полуавтоматические станки трафаретной печати, так и полностью автоматические линии листовой трафаретной печати, включающие самонаклад, печатный модуль, сушильное устройство (ИК или УФ) и секцию укладки продукции в стапель.

Дупликатор (ризограф) Gronhi — настольная печатная машина трафаретной печати, предназначенная для печати простой продукции в одну-три краски (способом впечатывания) малыми и средними тиражами. Устройство можно установить на любой стол. В нем используются полиэфирные формы Omega.

Из этого небольшого обзора китайского полиграфического машиностроения следует, что оно динамично развивается. На данном рынке присутствуют десятки фирм, многим из которых оказывается государственная поддержка. Этап простого копирования зарубежной (западной) техники еще до конца не завершен. Тем не менее китайские машиностроители постепенно выходят на международный рынок, не стесняясь качества своего оборудования, поскольку цены на него соответствующие. Как отмечают некоторые специалисты, основной приоритет китайских производителей — сделать свою продукцию как можно дешевле, вытесняя конкурентов за счет низких цен. На втором месте стоит допустимый при этом уровень качества.


Название одного из самых известных произведений Сергея Довлатова "Соло на Ундервуде" напоминает нам о таком культовом девайсе, как пишущая машинка. Этот инструмент, который мы привыкли связывать с писательским и журналистским творчеством, казалось бы, безнадежно устарел - но именно поэтому он сохранил все обаяние старины, и поклонников у него не убавилось. Наш обзор - о самых необычных пишущих машинках всех времен и народов.

1. Пишущий шар.

И начнем мы с одного из самых ранних и обаятельных образчиков пишущей машинки - "печатном шаре Хансена". Ее сконструировал в 1865 году датский ученый и изобретатель Расмус Маллинг-Хансен. Причудливая форма этого устройства весьма отличается от современной пишущей машинки, но в этом-то и вся прелесть. Похожий на механического ежа "Печатный шар", сверкающий латунью и смазанными шестеренками, стал одним из эстетических прообразов современного стиля "стимпанк".



2. Машинка-кузнечик.

Пишущая машинка Вильямса, запущенная в производство в 1891 году, уже больше похожа на привычные нам. По духу и стилю эта вещь скорее соответствует фабричному и заводскому производству конца XIX века, чем романтичному индивидуализированному стимпанку. Своим прозвищем "кузнечик" она обязана забавно дергающимся "лапкам" - рычагам от клавиш.


3. Отец современных машинок.

Этот обзор был бы неполон без самого знаменитого представителя классических пишущих машинок рубежа позапрошлого и прошлого веков - устройства Ундервуда. Если бы его не было, то и "Соло на Ундервуде" было бы не сыграть - пришлось бы довольствоваться каким-нибудь завалящим Ремингтоном.



4. Машинки XX века.

К сожалению, эпоха типового дизайна и массового производства не оставила почти ни одной интересной вехи на извилистом пути пишущих машинок. Они прочно связались в сознании наших соотечественников с пыльными кабинетами, молчаливыми чиновниками и скучной рутиной. Негодование, изображенное на лице этого устройства, ярко рисует печальную судьбу пишущих машинок в эпоху индустриального порабощения.


5. Японская пишущая машинка.

А пока в Европе с нашими многоклавишными друзьями не происходит ничего интересного, зададимся извечным русским вопросом: как выглядит клавиатура с иероглифами? Лучшие образчики японских пишущих машинок дают нам ответ. На чернильной подушке лежит банк иероглифов, а оператор помещает лапку для выхватывания клавиш над нужным иероглифом. Лапка хватает оттиск и прикладывает его к бумаге. Тот, кто увидит этот невероятно сложный процесс, никогда уже не скажет, что иероглифическая письменность помогла Японии и Китаю войти в постиндустриальную эпоху.



6. Зеленая радость.

Впрочем, не все так безнадежно было на Западе. Пишущая машинка фирмы "Гермес", впервые появившаяся в 1958 году, стала одной из самых новационных для своего времени. Успеху ее способствовало не только повышение качества печати, но и симпатичный "зеленый" дизайн - забавно, что об экологии тогда никто и слыхом не слыхивал.


7. Машинка-ноутбук.

Но время постепенно шло, и у печатных машинок появились серьезные конкуренты - компьютеры и ноутбуки. Не зря более поздняя, эмигрантская повесть Довлатова называется уже "Соло на IBM". Самые продвинутые пишущие машинки породнились с захватчиками, и порой это приводило к появлению потомства с интересным дизайном и функциональностью - как, например, эта Valentine .



8. Гибридная машинка.

Золотой же век - или, точнее, золотая осень - пишущих машинок начался тогда, когда они перестали быть предметом необходимости и утратили претензии на функциональность. Вот тут-то и начались дизайнерские эксперименты, один из которых - попытка скрестить старинную клавиатуру с модерновым экраном при помощи фантазии конструктора Jack Zylkin и USB-соединения.


9. Машинка-калькулятор.

Еще одна попытка вдохнуть в новую форму старое содержание - эта " ". В соответствии с немного стебной задумкой ее создателей, этому инструменту оставлены на откуп только функции калькулятора - зато выглядит он ультрасовременно.


10. Возвращение к старине.

А самые умные дизайнеры поняли, что нет смысла ловить за хвост уходящее прошлое, и что при нынешней технологии пишущая машинка - малофункциональный, но винтажный девайс, подчеркивающий творческую направленность владельца, его вкусы и приверженность к обаятельному стилю старины. Именно поэтому наше "соло на Ундервуде" подытоживает эта продвинутая пишущая машинка, одновременно похожая на швейный станок фирмы "Зингер".