Праздник 1 апреля день птиц. Классный час на тему "1 апреля – международный день птиц

Международный день птиц (International Migratory Bird Day) отмечается с 1906 года. В этом году была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году.
По традиции в это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики».

Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.

День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что означало наступление весны. Обычай старины - печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и прочих "птичьих домиков".


Происхождение птиц

Современные птицы, по мнению большинства ученых, происходят от мелких примитивных пресмыкающихся, псевдозухий, которые жили в триасовом периоде приблизительно 200 млн. лет назад. Конкурируя с собратьями за пищу и спасаясь от хищников, некоторые из этих существ в ходе эволюции все более приспосабливались к лазанию по деревьям и прыжкам с ветки на ветку. Постепенно, по мере удлинения чешуй и превращения их в перья, они приобрели способность к планирующему, а затем и к активному, т. е. машущему, полету.

Однако накопление ископаемых свидетельств привело к появлению альтернативной теории. Все больше палеонтологов считают, что современные птицы произошли от небольших хищных динозавров, живших в конце триаса и в юрском периоде, скорее всего из группы т.н. целурозавров. Это были двуногие формы с длинными хвостами и мелкими передними конечностями хватательного типа. Таким образом, предки птиц не обязательно лазали по деревьям, а для формирования активного полета не было необходимости в планирующей стадии. Он мог возникнуть на основе хлопающих движений передних конечностей, вероятно использовавшихся для сшибания летучих насекомых, для чего, кстати, хищникам приходилось высоко подпрыгивать. Параллельно происходили преобразования чешуй в перья, редукция хвоста и другие глубокие анатомические изменения.

В свете этой теории птицы представляют собой специализированную эволюционную линию динозавров, пережившую их массовое вымирание в конце мезозойской эры.

Появление машущего полета. В юрском периоде птицы приобрели способность к активному полету. Это означает, что благодаря взмахам передних конечностей они смогли преодолеть действие земного притяжения и получили массу преимуществ перед своими наземными, лазающими и планирующими конкурентами. Полет позволил им ловить в воздухе насекомых, эффективно избегать хищников и выбирать наиболее благоприятные для жизни условия среды. Его развитие сопровождалось укорочением длинного обременительного хвоста с заменой его веером из длинных перьев, хорошо приспособленным для руления и торможения.


Охрана птиц

С 1600 года во всем мире исчезло, вероятно, около 100 видов птиц. Большинство из них было представлено небольшими популяциями на морских островах. Часто не способные к полету, как дронт, и почти не боявшиеся человека и привезенных им мелких хищников, они стали легкой добычей. В настоящее время многие виды птиц также находятся на грани вымирания или, в лучшем случае, испытывают его угрозу.

Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давятавтомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение среды. Естественные загрязнители - это вещества, постоянно присутствующие в природе.

Искусственные загрязнители - это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда - замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера - увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.

Птицы и символы

АИСТ: На Востоке - популярная эмблема долголетия, а в даосизме - бессмертия. Во многих культурах аист символизирует дочернюю и сыновнюю преданность из-за поверья, что аисты кормят своих родителей, как и своих детей. Эта традиция легла в основу бытующего на Западе поверья, что аисты приносят младенцев. В искусстве аисты часто изображаются запряженными в колесницу бога Гермеса (Меркурия), а также топчущими и убивающими змей.

АЛЬБАТРОС: Бремя вины; символ, впервые появившийся в "Сказании о старом мореходе" С. Т. Колриджа (1772-1834), в котором убийство альбатроса нарушает древнее морское табу. Традиционно считалось, что увидеть альбатроса - хороший знак; сила и выносливость альбатроса восхищали настолько, что в фольклоре он олицетворяет души умерших моряков.

ВОРОБЕЙ: Бойкая и плодовитая птица, которая в Китае ассоциировалась с пенисом (иногда воробьев ели, так как считалось, что они поддерживают потенцию). Сексуальный символизм воробья встречается также в Греции, где он был атрибутом богини Афродиты, и в западном искусстве, где блудницу представляли в виде женщины с воробьем в руках.

ВОРОН: В западноевропейской традиции, подобно своей близкой родственнице - вороне, - птица, связанная со смертью, утратой и войной, но в остальном мире - весьма почитаемая. В Европе на ее репутацию повлияла ассоциация с кельтскими богинями войны Морриган, Немаин и Бадб, а также с кровожадными викингами, их бога войны Одина всегда сопровождали два ворона - Хугин и Мунин. Символизм ворона в еврейской традиции также носит двойственный характер. Как пожиратель отбросов, ворон считался нечистой птицей, но также символизировал проницательность, так как, выпущенный Ноем из ковчега, летал, пока не нашел сухую землю.
В Китае трехногий ворон был эмблемой династии Шу и символизировал восход, зенит и заход солнца (на котором, как полагали, и жил этот легендарный ворон). И в Китае, и в Японии ворон - эмблема семейной любви. Синтоизм приписывает ворону роль посланца богов. В Африке и некоторых других местах ворон считается проводником, предупреждающим об опасности, а среди индейцев Северной Америки - героем многих сказок, хитрецом и обманщиком. Для канадских эскимосов ворон - Отец народа, бог-творец; убийство ворона может испортить погоду.
И американские и австралийские мифы объясняли черный цвет перьев ворона случайностью и не видели в этом никакого дурного знака. Широко распространено мнение, что ворон - помощник в путешествии или предсказатель, как, например, в Др.Греции, где он считался священным спутником бога Аполлона и богини Афины (о чем уже говорилось выше); в Др.Риме, где его крик напоминал латинское слово "крас" ("завтра"), его связывали с надеждой.

ГОЛУБЬ: Мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Христианская эмблема Духа Святого. Повсеместное почитание голубя как символа мира происходит, по всей видимости, не от его природы (скорее задиристой, чем миролюбивой), а от его внешней красоты и благодаря упоминаниям о нем в Библии. Общепринятый в западноазиатской традиции символизм этой белоснежной птицы как воплощения Божьего Духа.
В более широком смысле голубь представляет чистую душу, он часто изображается летящим изо рта святых мучеников. Голуби также могут представлять души в античной иконографии и в индийской мифологии. Голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением.
Пара голубей на протяжении многих лет считается символическим изображением сексуальной гармонии, может быть, поэтому голубка стала персонификацией внимательной и нежной жены. В Китае голубь является одним из многих символов долголетия, как и в Японии, где голубь с мечом считается также и эмблемой мира. Терминология международной политики, включающая "голубей" и "ястребов", хоть и является современной, основана на древних аналогиях.

ГРИФ: В наши дни метафора жадности, но в Др.Египте - защитный символ. В виде грифа представляли Нехбет, великую богиню Верхнего Египта. Она была защитником фараона, чья жена носила головной убор в виде головы грифа. В Риме они были посвящены богу Марсу и считалось, что они обладают даром предвидения. Их также связывали со старостью и поэтому - с Сатурном.

ГУСЬ: Бдительность, болтливость, любовь, счастье в браке, верность; солнечный символ, особенно в Египте. Знак свободы, просвещенности и, благодаря сезонным перелетам, символ осени и весны. Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, и они, в сущности, взаимозаменяемы, особенно в кельтской традиции. Гуси, приносимые в жертву в день зимнего солнцестояния, символизировали возвращающееся Солнце. Дикий гусь был мужским, солнечным знаком в Китае, но в искусстве Китая и Японии более важным было значение гуся как лунной, осенней птицы. В представлении азиатских шаманов и индийских браминов гусь был "ездовым животным", на котором души стремились вырваться из непрерывного круга существования.

ДРОФА: Большая, но изворотливая нелетающая птица; в Африке символизирует плодовитость в полигамном браке, а также мятущуюся душу. Дрофа является символом взаимосвязи земли и воздуха.

ЖУРАВЛЬ: Бдительность, долголетие, мудрость, преданность, честь - символические значения, которыми журавли наделяются в Китае и Японии. Противоположный символизм присущ этой птице в Индии, где журавль - символ предательства, и в некоторых кельтских регионах, где эта птица считается предвестницей несчастий.
В Китае журавль был связан с бессмертием, в Африке - с даром речи, а также широко распространен во всем мире как символ общения с богами. Его весенние перелеты стали символом духовного и телесного возрождения. Этот символизм часто заимствует и христианское искусство. В Др.Греции крики журавля во время миграции возвещали время весеннего сева и начала уборки урожая. Эта птица являлась персонификацией бдительности, что, возможно, восходит к работам Аристотеля, который описал журавля, держащего в клюве камень таким образом, что, если им овладеет сон, камень упадет и разбудит его. В Китае изображение журавля, летящего к солнцу, - символ общественных устремлений, его белоснежное тело - чистоты, красная голова - огня жизни.
В Египте двухголовый журавль - символ процветания.

ЗИМОРОДОК: Преданность, мир - символ изящества, благородства и супружеской верности в Китае. В Греции его связывали с печальным спокойствием.

ИБИС: Мудрость. Священного ибиса в Др.Египте уважали как воплощение лунного божества Тота, бога-покровителя писцов и повелителя оккультных знаний. Религиозный символизм Ибиса был, вероятно, основан на его привычках: это любознательная болотная птица с изогнутым клювом, напоминающим серп луны.

ИНДЕЙКА: В Мексике - традиционное блюдо в День Благодарения - традиция, возникшая задолго до того, как это стало таковым в Массачусетсе. Индейцы Сев.Америки связывали ее с женской плодовитостью, а также с мужской потенцией.

КРАПИВНИК: В соответствии с уэльской традицией - маленький птичий король. В Ирландии крапивник был связан с пророческой властью друидов. Среди индейцев Северной Америки эта искусная певчая птица встречается в качестве эмблемы счастья.

КУКУШКА: Это символ нахлебника, бездельника; птица, связываемая в Европе с завистью и авантюризмом. Более распространен положительный символизм кукушки - предвестницы весны, лета или богатства.

КУРИЦА: В Африке - проводник в загробный мир; использовалась в качестве жертвы, чтобы вызвать духов. В Европе - символ суетливости, материнской заботы. Курица с цыплятами была в христианстве образом Божьего Провидения. Гораздо реже она представляет персонификацию милосердия.

КУРОПАТКА: Плодородие, любовь, женская красота. В Греции куропатка была связана с богиней Афродитой, в индоиранской традиции - с красотой и изяществом; народное суеверие приписывает ее мясу свойства афродизиака.

ЛАСТОЧКА: Традиционный вестник весны, а также символ воскрешения во многих культурных традициях. Эмблема деторождения. В Китае, где прилет ласточек совпадал с весенними ритуалами плодородия в дни мартовского равноденствия, считалось, что в доме, который они выберут для гнездования, вскоре случится свадьба и будет много детей. Ласточка считалась священной птицей богини Исиды в Др.Египте и богинь материнства в некоторых других культурах.

ЛЕБЕДЬ: Романтический, противоречивый символ света, смерти, преображения, поэзии, красоты и меланхолической страсти, особенно значимый в западной литературе, музыке и балете. Солнечный и мужской знак, эмблема света. Древнегр.поверье, что лебеди поют единственный раз в жизни перед смертью и песня эта неземной красоты, укрепило ассоциацию лебедя как с поэзией, так и со смертью. В финской легенде о лебеде он символизирует воды реки, текущей в загробном мире.

В кельтской традиции лебедя связывали с вдохновением бардов (правда, его иногда заменял гусь). В иконографии лебедь часто ассоциируется с арфой и потусторонними аспектами духовной жизни.

МАЛИНОВКА (ЗАРЯНКА) : Иногда заменяет щегла в легендарной истории о птице, которая вырвала шип из тернового венца Иисуса Христа и была обагрена его кровью. Это, возможно, привело к европейским суевериям, что малиновка предвещает смерть, а того, кто убьет ее, ожидают несчастья.

ОРЕЛ: Важнейший символ, эмблема всевидящих богов неба и солнца, правителей, а также воинов. Ассоциируется с величием, властью, господством, победой, отвагой, вдохновением, духовным подъемом. Орел - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных символов, воплощающих мощь, скорость и другие признаки мира животных во всем своем величии. Он не только спутник всех великих богов, но часто их прямая персонификация. Орел, сражающийся со змеей, - символ преодоления.

Связь между орлом и богами неба имеет древнюю и прочную традицию и в древнеегипетской, индийской и восточных культурах. Орел с человеческими руками - древнесирийская эмблема солнцепоклонников. Орел часто был символом как шторма или грозы, так и солнца - то есть ассоциировался и со светом, и с плодородием. Гаруда, птица-человек, на которой летал ведический бог Вишну, часто изображается сражающейся со змеями, персонифицирующими зло. С другой стороны, совмещение символов орла и змеи представляет единство воздуха и земли (иногда змею заменяет лев, как, например, в алхимии, где коронованных орла и льва считают символическим изображением двойственного единства принципов изменчивости и неизменности).

В мифологии индейцев Сев.Америки орел предстает символом неба и солнца. Единство и противоположность небес и земли символизировали в Центр.Америке орел и ягуар.
Орел, одна из наиболее распространенных древних эмблем победы, в Др. Персии и в Др.Риме его полет воспринимался как предзнаменование военного успеха. Хетты использовали изображения двуглавого орла - свою эмблему, что было, вероятно, воспринято и турками-сельджуками во времена крестовых походов. После завоевания христианами Палестины двуглавый орел стал гербом Священной Римской империи, а позже Австрийской (Австро-Венгерской) и Российской империй. Белоголовый американский орел с распростертыми крыльями стал эмблемой США.
В искусстве орел может встречаться также в качестве атрибута аллегорического изображения Гордости.

ПАВЛИН: Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина - причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием. В древних культурах Индии и позже в Иране этот великолепный хвост стал символом всевидящего солнца и вечных космических циклов. В исламском декоративном искусстве единство противоположностей (солнце в зените рядом с полной луной) изображалось в виде двух павлинов под Мировым Древом.

В античном мире павлин считался священной птицей древнегреческой богини Геры (в римской мифологии Юноны), которая, согласно легенде, подарила ему тысячу глаз погибшего всевидящего Аргуса. Павлины широко известны как эмблема величия, королевских полномочий, духовного превосходства, идеального создания. В Др.Риме павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора. Павлин сопровождает некоторых индуистских богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсир бессмертия). Как буддийская эмблема Авалокитешвары* (Гуань-инь в Китае) павлин символизирует сострадательную предусмотрительность.

Сходное значение эта эмблема имеет в христианской церкви. Павлины иногда появляются в христианском искусстве в сценах Рождества или пьющими из кубка - в обоих случаях как символ вечной жизни. В западном искусстве павлин чаще всего является персонификацией Гордости. В других же культурах эта птица имеет позитивный символизм, особенно в Китае, где она служит эмблемой династии Минь.

ПЕРЕПЕЛКА: Доброта, пылкость и храбрость - символика, основанная на рыжевато-коричневом цвете птицы, ее драчливом характере и возвращении с мест зимовки в числе первых перелетных птиц. Перепелка была связана с греческим островом Делос, мифическим местом рождения бога Солнца Аполлона и богини-охотницы Артемиды. Перепелка была эмблемой военной доблести и в Китае, и в Риме.

ПЕТУХ: Бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность; вестник зари - символ солнца и духовного возрождения. Эти его качества распространены гораздо шире, чем гордыня, высокомерие, похоть, также ему присущие. Петух связан с зарей, солнцем, светом повсюду, исключая кельтские регионы и север Европы. Петух является символом пяти китайских добродетелей: достоинства в войне, благородства в мирное время, храбрости, надежности и великодушия (последнее - из замеченной привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому).
Петух - священное животное в Японии. В западном искусстве петух может персонифицировать Похоть, но в христианской традиции символизм петуха в общем позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества.

ПОПУГАЙ: Вестник, посредник между человеческим и потусторонним миром - символика, совершенно очевидно произошедшая от способности этой птицы имитировать речь человека. По этой же причине попугаев связывали с пророчеством; в Индии и Центральной Америке считали их способными вызывать дождь.

СОВА: В настоящее время - эмблема проницательности и книжной эрудиции, сова имела зловещий, даже ужасающий символизм в некоторых древних культурах, особенно в Китае. Ее считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Северной Америке, Китае, и Японии, а в некоторых традициях сову почитали как покровителя ночи и посланца загробного мира, призванного провожать души в царство мертвых, например, в Индии. У равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели по этой же причине защитное символическое значение.

Также сова относилась к символу "ян", имеющему скорее негативную, разрушительную окраску, сову связывали с громом и июньским солнцестоянием. Как существо, ведущее ночной образ жизни и вообще весьма загадочное, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства, ее изображения в христианской традиции - символ слепоты безверия. Мудрая сова - атрибут богини Афины. Сова также может встречаться в качестве атрибута аллегорических фигур Ночи и Сна.

СОКОЛ (ЯСТРЕБ) : Превосходство, сильное желание, дух, свет и свобода. Как и орел, солнечный символ победы. Сокол весьма похож на ястреба, но с более длинными крыльями и высоким полетом, поэтому в иконографии они почти не различаются и по этой причине рассматриваются в данной статье одновременно. В Перу сокол - солнечный символ, спутник или духовный брат бога Инки и также - прародитель людей.
В Др.Египте он почитался как царь птиц; многие боги изображались с телом или головой сокола, в том числе Pa - в виде сокола с диском вместо головы, символизирующим восходящее солнце. Согласно западной традиции, сокол - эмблема охоты, связанная с германским богом неба Воданом и его женой Фригой и со скандинавским богом-хитрецом Локи. Сокол с колпачком, надетым на голову, - символ надежды на свет и свободу. Сокол как символ агрессии встречается намного реже.
В настоящее время ястреб - символ милитаристских настроений.

СОЛОВЕЙ: Муки и экстаз любви. Символизм основан на красоте пения соловья во время брачного периода весной. Обычно песня соловья считается хорошим предзнаменованием; разные народы по-разному определяют причину виртуозного пения - любовь, потеря любимой, тоска о рае или, в Японии, пророчества святых духов. Согласно суеверию, съевший соловья приобретает красивый голос или красноречие.

СОРОКА: Радость, счастливый брак, сексуальный успех - счастливый знак в Китае, где крик сороки предвещал встречу с друзьями; однако в западной традиции сорока - птица, связанная со стяжательством, зловредной болтливостью и колдовством.. Знак принципа "ян" и священной птицы Манчуса, сорока часто появляется на китайских поздравительных открытках.

СТРАУС: Перо страуса было атрибутом Маат*, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота. Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов.

УТКА: Брачный союз, счастье и преданность. Символизм, обязанный в основном мандариновым уткам и произошедший из наблюдений за синхронным плаваньем селезня и утки. Утка также может являться символом посредничества между небом и водой.


ФАЗАН: Имперская эмблема в Китае, в даосизме эмблема "ян". Из-за своего эффектного оперения и цвета фазан ассоциируется с солнцем, светом, достоинством, а также символизирует организаторские таланты высокопоставленных чиновников. Китайцы также считают, что фазаны связаны с громом, возможно, из-за громкого хлопанья их крыльев. Китайский фазан и индийский павлин, которые относятся к одному семейству, в древней Европе довольно долго считались экзотическими птицами, и их блестящее оперение, возможно, повлияло на художественное описание легендарной птицы Феникс.


ЦАПЛЯ: Любопытство. Обычно цапля несет хорошее предзнаменование, является символом утреннего солнца в Египте и прообразом птицы Бену (подобия Феникса), почитаемой как творец света. Цапля была символом предков в Китае и иногда встречается у христиан как аллегория верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями подобно цапле, преодолевающей дождевые облака.



Вся планета отмечает (International Bird Day) - интернациональный экологический праздник. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, затем пришел в Европу, а в настоящее время проходит в рамках биологической программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» во многих странах мира.

Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В их числе - орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений, Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе, Российское общество покровительства животным, основанное в 1865 году.

В городах открывались и детские организации - так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей девяти-одиннадцати лет, носивших на головных уборах эмблему - летящую ласточку. В 1910 году школьный учитель Петр Бузук в селе Хортица основал первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья.

После революции 1917 года детские Майские союзы прекратили свое существование, но идею охраны птиц подхватили юннатские организации. Летом 1924 года прошел первый и единственный в СССР Всесоюзный съезд юннатов, на котором преподаватель Центральной биостанции Николай Дергунов предложил вновь учредить День птиц. С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник. В 1927 году День птиц прошел во всех районах Москвы, в нем приняло участие около 5 тысяч ребят. В 1928 году количество участников достигло 65 тысяч детей, они развесили более 15 тысяч скворечников.

Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 60–70-м годам 20 века празднование Дня птиц снова сошло на нет.

Возродился праздник в 1999 году - благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие. И сегодня он является самым известным из «птичьих» праздников в нашей стране.

Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

Напомним, что во вторые выходные отмечается еще один очень известный «птичий» праздник - .

Без птиц планет онемеет,
Накроет тишь леса, поля,
В сердца любовь не постучится
Без нежной трели соловья.

Весь мир сегодня поздравляем
С прекрасным праздником, днем птиц.
Взлетают в небо птичьи стаи,
Нет им преград и нет границ.

Пусть кружат птицы над землею,
Приносят аисты детей,
Пусть воробью, орлу, сороке
Найдется место средь людей.

Для проведения Дня птиц не случайно была выбрана весенняя дата. В это время пернатые возвращаются с мест зимовки, начинают обустраивать гнезда, чтобы произвести потомство. Многие из них истощены от длительного перелета и особо нуждаются в нашей помощи. И нам вполне под силу ее оказать. Перед проведением праздника на протяжении долгого времени небезразличные взрослые, учителя и представители науки читали детям лекции о необходимости природоохранных мероприятий.

Ребята делали скворечники, кормушки и размещали их на деревьях. Такие простые меры очень важны для охраны природы. Они учат детей заботиться о природе и любить ее, охранять окружающую среду, воспитывают милосердие и сострадание ко всему живому на Земле. Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 60–70-м годам 20 века празднование Дня птиц снова сошло на нет.

Возродился праздник в 1999 году - благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие. И сегодня он является самым известным из «птичьих» праздников в нашей стране.

Цели:

Расширить кругозор учащихся, рассказать о пользе птиц, об их охране.

Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

Здравствуйте, ребята! Ежегодно 1 апреля празднуется Международный «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц.

Птицы украшают землю, их веселая, звонкая песня; яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.

Лес без птиц и зверей наполовину мертвый. Зимой он молчалив: в нем не услышать посвистов дроздов, иволги, звонкого щебетания зябликов, мухоловок, пеночек.

Лес без птиц – больной лес. Поэтому мы должны любить и охранять птиц. Необходимо создавать новые искусственные местообитания птиц (проводить посадку деревьев и кустарников). Надо изготавливать искусственные гнезда (домики, дуплянки), обеспечить охрану птиц во время гнездования, исключить фактор беспокойства...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий ко Дню птиц

Участвуют 2 команды.

Цели:

Расширить кругозор учащихся, рассказать о пользе птиц, об их охране.

Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

Оборудование:

Ноутбук. проектор, экран, аудиозапись «голоса птиц», колонка, презентация, выставка рисунков, фотографий, детских сочинений.

Ход мероприятия:

Ведущий.

  1. Вступительное слово . (Звучат голоса птиц.)

Дети:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла весна!

Птичий день, птичий день,

На планете птичий день!

Это главный птичий праздник.

Сообщаем это всем!

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Ежегодно 1 апреля празднуется Международный «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц.

Птицы украшают землю, их веселая, звонкая песня; яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.

Лес без птиц и зверей наполовину мертвый. Зимой он молчалив: в нем не услышать посвистов дроздов, иволги, звонкого щебетания зябликов, мухоловок, пеночек.

Лес без птиц – больной лес. Поэтому мы должны любить и охранять птиц. Необходимо создавать новые искусственные местообитания птиц (проводить посадку деревьев и кустарников). Надо изготавливать искусственные гнезда (домики, дуплянки), обеспечить охрану птиц во время гнездования, исключить фактор беспокойства.

  1. Работа с презентацией «Международный День птиц».

Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!

  1. Конкурсная программа.

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах.

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Стрекотунья, белобока

Наша сплетница... (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее... (ворона).

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца... (снегиря).

Маленький певец лесной,

Конкурс 2. «Птичьи трели»

Прекрасно поет соловей! А известно ли вам, как поют другие птицы? Детям предлагается послушать птичье пение, либо дети должны попытаться произнести незамысловатые слова песенки птиц.

Ворона: кар-кар!

Воробей: чив, чив, чив, чик-чирик!

Свиристель: свири-свир!

Синица: синь-синь-синь!

Игра.

А теперь давайте немного поиграем.

Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны .

(хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи

(хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы...

(хлопают в ладоши .)

Прилетели птицы.

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гали и стрижи

Комары , кукушки.

(хлопают в ладоши .)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке! (Уходит.)

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

Каждая команда получает вопросы, которые обдумывают в течение 30 секунд, и готовят ответы.

1. Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Вороны, воробьи, сороки, дятлы, клесты, совы.)

2. Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки.)

3. Зачем журавлю длинные ноги?

4. Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

5. Какую птицу зовут ледолом кой? (Оляпку.)

6. Какие птицы подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушки.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

Каждая команда получает написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

1. Всякая птица своим клювом сыта.

2. Увидел грача - весну встречай.

4. Подведение итогов.

Учитель :

Завершить сегодняшнюю встречу с птицами хотелось бы стихотворением С.Степановой

“Не пугайте резвых птичек!”

Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам леса, сады и поле.

И в работе очень важной

Нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях

Червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши

Нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек!

Пусть они вокруг летают

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, грачи, синицы.

К тому же и пользу приносят они

Едят они гусениц разных.

Спасают они и леса, и сады

От маленьких гусениц страшных.

И надо, поэтому, птиц нам беречь,

Зимой подкормить, а весною привлечь.

Заключение.

(слово учителя.)

- Наш праздник подошел к концу. Всегда будем помнить, что птицы – это наши друзья! Спасибо за внимание! До новых встреч!

МКОУ «Ольховская СОШ»

Подписи к слайдам:

1 апреля - вся планета отмечает Международный день птиц. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, а затем пришел в Европу.

В настоящее время в мире существует около 9 тысяч видов птиц. В России гнездятся около 650 видов.

Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в Х I Х веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в России была организована охрана птиц, к началу ХХ века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья.

Возродился праздник в 1999 году - благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие.

Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

Просмотр видеоролика «Самые красивые птицы в мире»

http://www.calend.ru/holidays/0/0/3036/ http://www.simfonia-cards.ru/img/p/467-617-large.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5822/26377016.3f/0_57e01_909a2852_-1-L https://st.free-lance.ru/users/designwindows/upload/f_4c0bd3641fbdf.jpg http://supercoolpics.com/wp-content/uploads/2012/06/danza-damore-a28153533-990x677.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/312/87312877_ray_ptica.jpg http://foto-prikol.net/uploads/posts/2010-12/1292606808_foto-prikol.net_foto-krasivyh-ptic.jpg http://страна-читалия.рф/sus4_0/image/f872d13b950e07fdbf8d45f6688747c6.jpg http://www.youtube.com/watch?v=WksYCXepcmU


Классный час

ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ

Цель: расширить знания о птицах, их значении в природе, пробудить у детей желание беречь и заботится о птицах; развивать память, мышление, внимание, речь, эстетический вкус, познавательный интерес; воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование: иллюстрации и предметные рисунки, кроссворд, пословицы, презентации, мультфильм.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Сообщение темы и цели занятия.

Тема нашего классного часа спрятана в загадке:

Снится ночью пауку,

Чуду-юду на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…

(птица).

Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.

Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.

Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!

Ребята, сегодня наш классный час будет посвящён птицам (Презентация)

II . Актуализация опорных знаний

Каких животных мы называем птицами?

Какие характерные особенности имеет эта группа животных?

Какие пословицы вы знаете о птицах?

Каких птиц вы увидели по дороге в лицей?

III . Основная часть.

    Помощь и забота о птицах

Нет на свете такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц.

Всего на земном шаре насчитывается около 8500 видов птиц.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Свою любовь к птицам мы доказали изготавливая кормушки, чтоб помочь птицам выжить зимой. А летом они отблагодарят нас за нашу заботу. Ведь птицы охраняют наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти урожая, обгрызают плодовые деревья в саду, помогают сохранить плоды человеческого труда.

Каким образом можно ещё проявить заботу о птицах?

(Подкармливать птиц, не разорять птичьих гнёзд, не брать в руки яйца и птенцов, не стрелять в них из рогаток, нельзя приносить домой гнёзда с яйцами и птенцами и т.п.)

Всемирный, или Международный день птиц был создан в 1906 году, после подписания в Париже конвенции, направленной на охрану птиц, и проходит каждый год при поддержке ЮНЕСКО. Россия присоединилась к данной конвенции только 21 год спустя, в 1927 году, хотя праздник отмечать стала уже с 1918.
На самом деле, традиция весной заботиться о птицах прижилась гораздо раньше. Древнейшая традиция наших предков – развешивать в начале апреля на деревьях «дома» для птиц – скворечники, синичники и т.д. Прилет птиц праздновался распеванием особых песенок-закличек и выпеканием печенья в форме жаворонков.

Необходимость охраны птиц – вовсе не надумана, она имеет под собой серьезные основания. За последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около ста видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу. И наибольшую опасность для них представляет не деятельность охотников, как можно было бы предположить, а факторы жизни человеческого общества, напрямую, казалось бы, не связанные с птицами. Например, высотные здания, автомобили и разливы нефти в водоемах смертельно опасны для перелетных птиц.

Очевидно, что вряд ли возможно остановить наступление человечества на мир птиц, но еще остается надежда замедлить его. Возможные пути для этого: введение более строгих мер наказания за нанесение вреда естественным местам обитания птиц, включая загрязнение среды, а также увеличение заповедных территорий.

Каждый год российские орнитологи, члены Союза охраны птиц, выбирают так называемую «птицу года». Кандидатами на получение такого звания становятся птицы, распространенные на всей территории России (или большей ее части), узнаваемые и при этом нуждающиеся в защите человека. Цель данной компании – обратить внимание людей на птиц страны и необходимость их охраны. Участники акции «Птица года» собирают данные об избранной птичке, и показывают людям ее красоту и уязвимость.

Орнитологи всерьез обеспокоены возможностью экологической катастрофы из-за истребления многих видов птиц и даже выдвигают предложения отменить день смеха, из-за празднования которого россияне недостаточно серьезно и без необходимого внимания относятся к Международному дню птиц. Участники Союза предлагают официально посвятить этот день –

Птицы живут неподалеку от людей и радуют нас своими звонкими, потрясающими по красоте трелями, легким полетом, красивым оперением. Они приносят неоценимую пользу природе и людям. Так давайте будем благодарны природе, создавшей их, и сделаем всё, что в наших силах, чтобы спасти эти удивительные создания от вымирания!

3. Работа над рассказом Я.Сербина «Лесное происшествие»

Сейчас я вам прочитаю рассказ Я. Сербина « Лесное происшествие»

Внимательно послушайте его и потом, выскажите своё отношение к поступку главного героя – Васи.

ЛЕСНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Вася и Петя, закинув головы, внимательно оглядывали каждое дерево и медленно шли в глубь бора. Вокруг чирикали воробьи, водили свои нежные мелодии зорянки и резво с ветки на ветку перепрыгивали чижики. Кто-то, словно молоточком, настойчиво стучал по дереву. Петя остановился.

Кто это стучит?

Дятел,- объяснил Вася,- обыкновенный серый дятел. Несет от пяти до семи беленьких яичек. В моей коллекции их два.

Ты собираешь коллекцию птичьих яиц?

Собираю. А что?

Да ничего... И много собрал?

Да у меня уже яички почти всех наших птиц есть, кроме, конечно, ракш… Никак не выдеру. Очень осторожные птицы... Я, брат, люблю все по-научному, книги о птицах читаю...

Вася хотел еще что-то сказать, но Петя вдруг остановил его, указывая пальцем на невысокую суковатую сосенку, одиноко росшую на полянке.

Гляди, наверное, ракши.

Иволги?

Да. Тоже очень осторожные птицы. Но их яички у меня уже есть!

Да что, у тебя целый склад этих яиц? - не выдержал Петя.- И когда ты успел?

Но Вася не ответил. Он вдруг подпрыгнул и прошептал:

- Тс... Ракши... вон там...

Петя сразу увидел их. Они спокойно сидели на сосновом сучке и словно дремали. Зелено-голубое оперение сверкало на солнце.

Очевидно, заметив мальчиков, ракши тревожно взмахнули крылышками, крикнули «рек, рек!» и молниеносно перелетели на другую сосну.

- Скажешь, что я лгу,- удовлетворенно прошептал Вася,- если где-то поблизости мы не найдем гнездо...

Приглядевшись, они в самом деле на одной высокой сосне заметили дупло.

- Оно! Давай гвозди,- сразу скомандовал Вася.

Петя торопливо вынул из кармана толстые длинные гвозди, которые ему еще в лагере дал Вася.

Внимательно осмотрев сосну, Вася сказал:

- До первого сучка приблизительно шесть метров. Хватит. Только бы гвозди выдержали,- и вынул из-за пазухи молоток.

Забивая гвозди в ствол сосны, Вася начал медленно подниматься вверх. Скоро он уже стоял на первом суку и гордо осматривал все вокруг. До дупла осталось несколько метров.

- Теперь все пойдет по щучьему велению! - весело крикнул он и запустил молотком в ракш, которые все время кружились над дуплом, выкрикивая свое тревожное «рек, рек».

Но, когда Вася попробовал сунуть руку в дупло, птички вдруг притихли, только их головки с толстыми клювами то и дело вытягивались вверх. Петя затаил дыхание. Что-то заскребло у него в горле и стало сердце... Ему стало жаль птиц. Он не выдержал и крикнул вверх:

Васька, может, не надо!..

Глупости мелешь,- огрызнулся тот.

- Ведь это не воробьи,- продолжал Петя.- Жалко... Они такие красивые!..

-Да замолчи ты! - сердился Вася.- Плакса несчастная! Петя знал, что Вася упрям и убедить его сейчас невозможно.

Потому отвернулся, присел под сосной и, еще раз взглянув на притаившихся птиц, заплакал...

- Есть одно! - воскликнул Вася.- Подставляй фуражку! Хотя нет, пусть лучше у меня останется. Снесли только два, будто знали, что мне как раз столько и надо.- И снова засунул руку в дупло.- Чего раскис?!

Петя не отвечал.

- Эх ты! Тонкокожий! -хихикнул Вася.

Петя снова посмотрел на ракш. Сейчас они тревожно мотали голубиными головками. «И зачем я согласился идти в бор с Васей, - подумал Петя, - лучше бы с ребятами в поле пошел. Почти весь лагерь там, а я с этим придурковатым Васькой поплелся».

По неожиданно его беспокойные мысли оборвал отчаянный возглас Васи:

- Ой, не вылазит! Кажется, застряла...

Что не вылазит? Что застряло? - испуганно переспросил Петя.

Рука... Рука застряла! - силясь вырвать из дупла руку, заорал Вася.

Что же теперь? Может, кричать? -беспомощно спросил Петя.

-Что ты, что ты! - запротестовал тот.-Не смей. Я сам как-нибудь.

Но как ни старался Вася сам освободить руку, ничего не получалось. Она все сильнее набрякала и ныла так, что и шевельнуть уже было невозможно. От боли Вася начал скулить.

Петя вдруг сорвался с места и исчез в лесной чаще. Не слыхал он, как Вася, стоя сомлевшими ногами на сосновом суку, просил его вернуться. Петя бежал и бежал в лагерь, к пионервожатому, к друзьям...

- Там на сосне,- завопил он,-Вася в гнезде! И рука в дупле. Быстрее, а то упадет...

За Петей помчались все. Несли лестницу... Петя сопел, как загнанный жеребец, но бежал первым, чтобы показать, на какой сосне сидит Вася.

- Вон там,-едва проговорил Петя и бессильно опустился на землю.

Пионеры бросились вперед.

Под сосной с забинтованной рукой сидел Вася. Вид у него был жалкий: штаны разорваны, рубашка тоже, глаза красные, чуб растрепан... Около него с лестницей на плече и долотом в руке стоял коренастый человек в форме лесничего.

-Хорошо, что прибежали,- хмуро проговорил он,- дупло глубокое и узкое, насилу долотом раздолбил... Еще минута, и этому разбойнику - крышка... сорвался бы с сучка.

Вася виновато поглядывал на пионервожатого, на пионеров, но ни в ком не нашел сочувствия.

Беседа:

1. Что вы можете сказать о поступке Васи? Правильно ли он поступил?

2. Почему нельзя собирать яйца птиц для коллекции?

3. Как вели себя при этом птицы? Что они чувствовали?

4. Каким можно назвать поступок Васи? (Жестоким, бессердечным, варварским)

5.Осознавал ли Вася всю жестокость этого поступка? Как он вёл себя при этом?

6. Одобрил ли его поступок Петя? (Нет)

7.Как сама природа наказала Васю за его жестокость? Чем всё кончилось?

8. Будет ли и в дальнейшем Вася собирать птичьи яйца для коллекции?

9.Какой вывод сделаем из всего услышанного и сказанного?

Помните: Птицы наши друзья, младшие братья и мы должны их беречь и охранять!

    Физминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (
Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети садятся за парты)

    ТОП-10. Самый интересные факты о птицах

10 место

Открывает десятку интересные факты о птицах , факт о температуре . Какова средняя температура тела человека? Верно 36,6 градусов. У птиц эта температура выше на 8 градусов. Тяжеловато…и поэтому около ¾ вдыхаемого воздуха уходит у организма птицы на охлаждение тела. Ведь потовых желез у нее нет.

9 место

Во время полета сердце бьется со скоростью более 1000 ударов в минуту, т.е. 16 ударов в секунду. Во время отдыха эта частота равна 400 ударам в минуту. И этот факт на девятом месте в топ-10 интересные факты о птицах.

8 место

Птицы способны парить по небу благодаря воздушным мешкам, которые могут занимать около 1/5 всего тела птицы. Что интересно, воздушные мешки есть даже у пингвинов и страусов.

7 место

В Новой Зеландии обитает единственная известная ученым птица без крыльев – птица киви, кроме того у нее нет хвоста, а перья похожи на шерсть. Если бы не строение внутренних органов и клюв, то их можно было бы принять за млекопитающих. Ведь повадки и внешний вид ничем не выдают в них птицу.

6 место

Зачем птицы летят клиньями? Все просто, долгие перелеты необходимо облегчить. Каждая птица летит ровно за соседом, а значит, находится в воздушном потоке, создаваемом крыльями соседа. Это помогает сохранить энергию. Вожаку стаи приходится труднее всего, поэтому не удивительно, что это самая сильная и выносливая особь.

5 место

На пятом месте в топ-10 самые интересные факты о птицах , факт о скорости. Скорость средней машины на человеческом рынке может достигать 160 км в час. Аналогичную скорость развивают чайки, а стрижи и голуби и вовсе могут разгоняться до 300 км в час!

4 место

Самая ненасытная птичка – колибри. Они едят каждые 10 минут и съедают в итоге за день нектара превышающего по весу их вдвое. К тому же, эта маленькая пташка – единственная в мире умеет летать назад. Входит в список .

3 место

Знаете ли вы, что в мире существует всего одна ядовитая птица? Это двуцветная дроздовая мухоловка, относится к отряду воробьиных и обитает в Новой Гвинее. Это и не удивительно, ведь птица питается ядовитыми жуками - Choresine pulchra (яд батрахотоксин). У мухоловки в ходе эволюции выработался иммунитет к яду и он пропитал ее кожу и перья. Таким образом, даже прикосновение к ней может стать для человека и смертельным для мелких животных.

2 место

Почтовые голуби тоже удостаивались наград. Шер Ами (в переводе – дорогой друг) получил военную награду – медаль «За отвагу» за доставку сообщений во время Первой Мировой. Он потерял глаз и ногу, но выполнил все поручения. Кстати, по окончании войны, Шер Ами получил протез ноги.

1 место

Гриф-индейка обладает удивительным нюхом, особенно она чувствительна к запаху падали, которым питается. Это умение и используется ремонтниками подземных трубопроводов. Вытекающее горючее пахнет падалью, так что грифы слетаются именно к этому месту и указывают инженерам, где копать.

    Поиграем!

А знаете ли вы птиц?

Соревнование по рядам - какой ряд знает больше птиц.

Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой? (воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки, дятлы и т. д.) (Показать картинки птиц.)

Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.

Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.

Птицы бывают домашними и дикими.

Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.

Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.

Игра «Покажи птицу» (все встали) – если я называю дикую птицу, вы машите руками как крыльями, если домашнюю – ходите как утки.

Презентация «Разновидности птиц, их домики»

Игра «Угадай». Часто человека, его внешность, манеру поведения, характер сравнивают с птицами. Попробуйте вспомнить, как и ком у нас говорят:
Длинноногий, как (журавль).
Мудрый, как (сова, ворон).
Надутый, как (индюк).
Большеглазый, как (филин).
Каркает, как (ворона).
Вороватый, как (сорока).
Болтливый, как (сорока).
Верность (лебединая).
Любовь и нежность (голубиная).

Игра « Кто лишний?» Почему? (Дикие-домашние, перелётные-зимующие)

Игра «Собери картинку и назови птицу» (Название, группа, где обитает и т.п.)

Игра «Самые, самые, самые»

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла. Он достигает 15 см)
– Самая маленькая птичка в мире?
(Колибри. Вес до 2 граммов. Длина 58 мм)

Игра «Всезнайка»

Все ли птицы летают? (Не летают страус, киви, пингвин)

Игра «Собери пословицу»

    Лучше синица в руке, весна у крыльца.

    Глупа та птица, вылетит - не поймаешь.

    Слово не воробей, своей стае летит.

    Сорока стрекочет - а человек уменьем.

    Красна птица пеньем, гостей пророчит.

    Всякая птица к чем журавль в небе.

    Увидел скворца – которой гнездо своё не мило.

Игра «А верите ли вы?»

Верите ли вы, что некоторые птицы умеют обслуживать себя во время еды? (Да. Вороны не любят черствый хлеб и всегда размачивают его в луже перед употреблением. Обыкновенный стервятник из Африки берет в клюв крупный камень и сбрасывает его на яйцо африканского страуса).

А верите ли вы, что страус, когда ему страшно, прячет голову в песок? (Нет. Страус, когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает.) Верите ли вы, что гусь – это очень осторожная птица? (Да. Когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает) Ребята, скажите можно ли убивать птиц? (Ответы детей) Конечно, нет. Однажды в Китае решили уничтожить воробьев. Им не давали садиться, убивали. За большое количество убитых птиц получали вознаграждение. Воробьев у них не стало. И что же случилось? Настоящим стихийным бедствием оказались для этой страны полчища насекомых.
А во многих странах поставлен памятник воробью – за спасение полей и огородов от гусениц. Вот так оценили люди заслуги этой скромной птицы.

    Просмотр мультфильма «Добрый день, леса и поля»

    Кроссворд «Птицы - наши друзья»

1. У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем

2. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.

3. Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это...

4. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка.

5. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.

6. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.

7. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков.

8. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.

9. Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.

10. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда?

11. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.

В выделенных клетках - наука, изучающая жизнь птиц.

V. Итог занятия

А теперь давайте подведем итог нашего классного часа.

    Все птицы полезны, и все они – наши друзья.

    Надо беречь и охранять птиц.

    Необходимо строить гнёзда и кормушки.

Что нового вы сегодня узнали?

Какой сегодня отмечается Международный день?

Как называется наука, которая изучает жизнь птиц?

Если мы не будем обижать птиц, будем им помогать, то сможем услышать их прекрасное пение не только в лесу или на даче, но даже в наших дворах и парках.