Специальность 38.03 06 торговое дело. Торговое дело — бакалавриат (38.03.06)

Будущие студенты выбирают направление «Торговое дело», потому что выпускник получает универсальную экономическую подготовку.

Торговые специалисты, прекрасно разбирающиеся в менеджменте, экономике, логистике, ориентирующиеся в маркетинге, стали востребованными после перехода страны на рыночные отношения. В настоящее время в любых сферах бизнеса, а особенно на рынке цветных металлов, на фондовых биржах, в банках ценятся выпускники, подготовленные по новым программам, способные оценить качественные характеристики товаров и заключать сделки. В этой сфере для работы необходимы коммуникабельность и умения взаимодействовать в связке «человек – человек».

1. Программа обучения «Торговое дело» в УлГТУ носит фундаментальный характер.

У студентов, обучающихся по ОПОП «Торговое дело», профиль «Коммерция» на базе уникального библиотечного фонда, оснащенного , формируются комплексные знания, умения и навыки в области базовых экономических дисциплин: менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, бухучет и аудит, управление качеством, управление персоналом и др., которые являются фундаментом зарождения коммерсанта, предпринимателя-профессионала, . Получение теоретического и практического опыта будет способствовать карьерному росту выпускника, какое бы направление деятельности в дальнейшем он ни выбрал.

2. Программа обучения в УлГТУ уникальна по набору .

Программа включает не только полный блок гуманитарных дисциплин, с углублённым изучением иностранного, делового иностранного и русского языка , но и большое количество профильных дисциплины и дисциплин по выбору в области: проектирования предприятия, сбытовой деятельности, организации бизнеса, управления персоналом, финансового менеджмента, таможенного и биржевого дела, разработки интерактивной среды в сети интернет и т.д, . На базе уникальных в России лабораторий приобретаются знания в области товароведения и экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров, метрологии, стандартизации и сертификации товаров. Выпускник профиля «Торговое дело» ИЭФ УлГТУ получит знания по следующим пяти направлениям: экономике, менеджменту, торговому делу, управлению качеством, управлению персоналом.

3. Профили обучения в УлГТУ являются практико-ориентированными.

Выпускник УлГТУ будет уверенно чувствовать себя на любых , предусматривающих принятие решений, связанных с организацией проектирования предприятия, управлением товарными запасами, логистикой, таможенным, биржевым и бухгалтерским делом, менеджментом, маркетингом, управлением персоналом, финансовым менеджментом, налогообложением, интернет-маркетингом.

4. При условии массовой подготовки специалистов экономического профиля, подготовкой специалистов профиля «Торговое дело» занимается сравнительно немного вузов.

Потребности в этих специалистах из года в год растут быстрыми темпами. В городе Ульяновск единственным вузом готовящим специалистов профиля «Торговое дело» является УлГТУ.

Выпускник-коммерсант всегда найдет себе работу!

5. Выпускник УлГТУ может не только трудоустроиться в любых коммерческих организациях и предприятиях сфере услуг.

В том числе в банковской сфере, в государственных и негосударственных учреждениях, но и создать собственное предприятие. Это специальность, которая открывает широкие горизонты будущего!

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

38.03.06 ТОРГОВОЕ ДЕЛО

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

товары потребительского и производственно-технического назначения;

коммерческие, маркетинговые, логистические процессы;

выявляемые и формируемые потребности;

средства и методы контроля качества товаров;

логистические цепи и системы.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

торгово-технологическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

проектная;

логистическая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

торгово-технологическая деятельность;

выявление, формирование и удовлетворение потребностей;

организация и эффективное осуществление контроля качества товаров и услуг;

организация и осуществление приемки товаров по количеству и качеству, их учета;

проведение оценки качества товаров и анализ ее результатов;

управление товародвижением, его учет и оптимизация, минимизация потерь товаров, затрат материальных и трудовых ресурсов;

участие в работе по обеспечению и осуществлению торгово-технологических процессов на предприятии;

регулирование процессов хранения товаров, проведение инвентаризации, определение, дифференциация и списание потерь;

организация материально-технического снабжения предприятия, технология и организация закупки и продажи (сбыта) товаров;

участие в обеспечении товародвижения, его учете, минимизации издержек обращения, в том числе товарных потерь;

осуществление маркетинговых мероприятий по товародвижению и по движению товаров;

участие в организации и осуществлении торгово-технологических процессов на предприятиях в сфере товарного обращения;

организация процесса обслуживания покупателей на предприятиях торговли;

осуществление контроля качества и приемки товаров по количеству и качеству;

участие в формировании ассортимента и оценке качества товаров;

обеспечение сохраняемости товаров в процессе их товародвижения;

регулирование и контроль условий и сроков хранения товаров, проведение инвентаризации, определение и списание потерь;

участие в договорной работе, контроль соблюдения условий заключенных договоров;

соблюдение основных положений действующего законодательства и требований нормативных документов;

оформление и контроль правильности составления технической документации (товаросопроводительных, организационно-распорядительных и иных документов).

изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка;

идентификация товаров, выявление и предупреждение их фальсификации;

соблюдение действующего законодательства и нормативных документов, а также требований, установленных техническими регламентами, стандартами, положениями договоров;

выбор деловых партнеров с учетом определенных критериев, проведение деловых переговоров, заключение договоров на взаимовыгодной основе и контроль их выполнения;

управление ассортиментом и качеством товаров и услуг;

выбор и реализация стратегии ценообразования;

организация и планирование материально-технического обеспечения предприятия, закупки и продажи (сбыта) товаров;

обеспечение необходимого уровня качества торгового обслуживания потребителей;

управление товарными запасами и их оптимизация;

управление персоналом;

организация, проведение маркетинговых исследований и оценка их эффективности;

проведение научных исследований по отдельным разделам тем (этапам, заданиям) в соответствии с утвержденными методиками;

проектная деятельность:

проектирование размещения торговых организаций;

логистическая деятельность:

выбор или формирование логистических цепей в торговле;

участие в разработке логистических схем в торговле;

управление логистическими процессами.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-1);

способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-2);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);

способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);

способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);

способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);

готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-8);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-9);

готовностью к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма (ОК-10).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

способностью применять основные методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем (ОПК-2);

умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов (ОПК-3);

способностью применять основные методы и средства получения, хранения, переработки информации и работать с компьютером как со средством управления информацией (ОПК-4);

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

торгово-технологическая деятельность:

способностью управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству (ПК-1);

способностью осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, проводить инвентаризацию, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери (ПК-2);

готовностью к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка (ПК-3);

способностью идентифицировать товары для выявления и предупреждения их фальсификации (ПК-4);

организационно-управленческая деятельность:

способностью управлять персоналом организации (предприятия), готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-5);

способностью выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение (ПК-6);

способностью организовывать и планировать материально-техническое обеспечение предприятий, закупку и продажу товаров (ПК-7);

готовностью обеспечивать необходимый уровень качества торгового обслуживания (ПК-8);

готовностью анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации (ПК-9);

научно-исследовательская деятельность:

способностью проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности (ПК-10);

проектная деятельность:

способностью прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность (ПК-14);

логистическая деятельность:

готовностью участвовать в выборе и формировании логистических цепей и схем в торговых организациях, способностью управлять логистическими процессами и изыскивать оптимальные логистические системы (ПК-15).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата

программа академического бакалавриата

программа прикладного бакалавриата

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

технологическая практика;

научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах и (или) иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 10 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

Описание

В течение четырех лет изучения данной специальности студенты получат и повысят навыки в сфере:

  • формирования ассортимента товаров и услуг;
  • регулирования процессов хранения товаров, проведения инвентаризации, определения и списывания потерь;
  • осуществления приема и учета товаров по количественному и качественному содержанию;
  • изучения и прогнозирования спроса, учитывая требования потребителей в определенном сегменте рынка;
  • составления рекламных сообщений, выбора вида рекламы, организации рекламных кампаний, исходя из финансовых возможностей компании;
  • управления движением товаров с целью минимизирования потери продукции, материальных затрат и человеческих ресурсов;
  • идентификации товаров по внешнему виду, при наличии товарного знака, в зависимости от типа и модели;
  • разработки и реализации стратегии ценообразования;
  • оценки качества товаров и услуг, диагностики дефектов и производственного брака;
  • использования и соответствия профессиональной деятельности законодательным нормам, техническим регламентам и стандартам;
  • выбора контрагентов, проведения с ними переговоров, заключения договоров и контроля за соблюдением их условий;
  • повышения качества обслуживания потребителей;
  • управления персоналом предприятия.

Кем работать

При трудоустройстве на производство эта специальность позволит работать контролером качества продукции. Многие выпускники становятся брокерами и коммерсантами. Бакалавры часто начинают свою профессиональную деятельность с должности менеджера по продажам или по работе с клиентами. Крупные компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, регулярно предлагают позиции товароведа или торгового представителя. Некоторые устраиваются на работу в качестве продавца-консультанта. Перспективным направлением является трудоустройство в отделы закупок и продаж на должность менеджера.

Профиль подготовки: «Коммерция.

Срок обучения – 4 года - очная форма, 5 лет – заочная форма.

Возможность обучения по ускоренным срокам:

  • после среднего профессионального образования (СПО): профили подготовки - «Коммерция»
  • формы и сроки обучения: 3 года 7 месяцев (заочная)
    уровень предыдущего образования: СПО
  • после высшего профессионального образования (ВПО): профили подготовки: - «Коммерция»
    формы и сроки обучения: 2 года 11 месяцев (заочная)
    уровень предыдущего образования: ВПО

Общая характеристика направления подготовки

Коммерция (от лат. commercium - торговля) - торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В широком смысле слова - предпринимательская деятельность. Коммерческие службы на предприятиях представлены отделами снабжения, сбыта на производственных предприятиях, отделами закупа, продаж на торговых предприятиях. Причем, приобретение и реализация товаров и услуг представляет собой сложный вид профессиональной деятельности, осуществляемый в условиях достаточно высокой неопределенности. Это предъявляет особые требования к специалисту, который занят профессиональной деятельностью в этой области. Поэтому перед преподавателями стоит задача сформировать и развить в студентах.

  • профессиональные компетенции:
  • способность управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг;
  • способность прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность;
  • способность осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов;
  • готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка;
  • способность управлять персоналом организации (предприятия) и организационно-управленческой работы с малыми коллективами;
  • способность выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение;
  • способность обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами;
  • готовность участвовать в выборе и формировании логистических цепей и схем в торговых организациях, способность управлять логистическими процессами и изыскивать оптимальные логистические системы.

Описание основной образовательной программы

Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический циклы; математический и естественнонаучный циклы; профессиональный цикл; физическая культура, а так же учебную и производственную практику.

Структура и содержание курсов каждого цикла направлена научить студента применять на практике:

  • экономические термины, законы и теории, экономические показатели;
  • методы математического анализа и моделирования, математический аппарат при решении профессиональных проблем;
  • аналитические методы для оценки эффективности коммерческой, товароведной, маркетинговой, логистической и рекламной деятельности на предприятиях;
  • методы и средства выявления и формирования спроса потребителей; сбора, обработки и анализа маркетинговой информации; умения проводить маркетинговые исследования;
  • методы и средства управления логистическими процессами;
  • умения и навыками документационного и информационного обеспечения коммерческой, маркетинговой, товароведной, логистической и рекламной деятельности организации;
  • опыт работы с действующими федеральными законами, нормативными и техническими документами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности;
  • умение вести деловые переговоры;
  • выбор каналов распределения, поставщиков и торговых посредников, заключать договоры и контролировать их исполнение;
  • умение применять принципы и методы менеджмента в профессиональной деятельности.

Практика. Предприятия на базе которых проходит практика:

По данному направлению установлены деловые связи с Министерством торговли и бытовых услуг, ООО «Айкай», ООО «Оптима», ООО «Ижтрейдинг», Удмуртская торгово-промышленная палата, ООО «Меркурий» и многие другие.

Виды профессиональной деятельности:

Профиль «Коммерция»

В современной России торговля – это одна из самых успешных и динамичных отраслей национальной экономики. Это объясняется тем, что любой процесс производства предполагает реализацию произведенных товаров и услуг конечному потребителю. Это предъявляет особые требования к специалисту, который занят профессиональной деятельностью в области коммерции. Любой вид профессиональной деятельности представляет сложную систему взаимоотношений между производителями, продавцами и потребителями.

Подготовка данных специалистов осуществляется по направлению «Торговое дело» по профилю «Коммерция». Бакалавр в области коммерции - это профессионал, который умеет вести коммерческие переговоры, определять величину коммерческого риска, активно изыскивать товары, проявлять деловую инициативу; знать основы рекламного дела, маркетинга, менеджмента, делового общения и многое другое. Это направление дает хорошие стартовые условия для профессионального роста.

Трудоустройство

Выпускники данного профиля могут работать на предприятиях любой отрасли и любой формы собственности, так как в рыночной экономике коммерческая деятельность является обязательным условием эффективного функционирования любой организации.

Благодаря полученному образованию и приобретенным за время учебы деловым качествам, выпускники института всегда востребованы на рынке труда. Ежегодный показатель трудоустройства после окончания вуза - более 90%. Многие из них занимают серьезные посты в Правительстве УР, работают в банковской системе, на производственных предприятиях, в коммерческом секторе, в органах государственной власти и местного самоуправления.

Результаты ежегодных исследований выпускников ИЭиУ показали, что выпускники экономических специальностей ИЭиУ востребованы на рынке труда города Ижевска и республики. Все 90% опрошенных выпускники трудоустроены, причем трое из каждых четырёх - по специальности или близкому к ней виду деятельности. Это свидетельствует о том, что трудоустройство наших выпускников-экономистов связано не только с их личными качествами, но и хорошим образовательным уровнем.

Выпускники обладают высокой профессиональной мотивацией. Подавляющее большинство опрошенных отмечают, что им нравится работать по специальности и, будь у них возможность выбирать заново, выбрали бы ту же специальность. И это не случайно, поскольку большинству из них специальность позволила занять удовлетворительный профессиональный статус.

Больше половины выпускников на момент окончания обучения уже работают, остальные же, по большей части, трудоустраиваются в течение трёх месяцев. Не отмечалось у наших респондентов и значительных проблем с адаптацией на рабочем месте.

В то же время профессиональная реализация требует от вчерашних выпускников некоторых вложений, как интеллектуальных, так и финансовых. Более трети из них сочли нужным получить дополнительное образование. Но, несмотря на все трудности, молодые специалисты в большинстве своём удовлетворены началом своей карьеры и почти половина опрошенных ожидает в ближайшем будущем повышения по службе. У большинства респондентов зарплата уже увеличилась, у многих даже значительно.