Азс для собственных нужд предприятия. Штраф за отсутствие лицензии

Автотранспортное предприятие для заправки горючим своего транспорта использует автозаправочную станцию, входящую в состав имущественного комплекса, арендуемого предприятием у муниципалитета на основании договора аренды. Одновременно в емкостях АЗС находится не более 20 т горючих материалов. Относится ли АЗС к опасным производственным объектам? Необходима ли лицензия на ее эксплуатацию?

А. Ескин

Автозаправочные станции предназначены для приема, хранения и выдачи автомобильного топлива, масел, смазок, запасных частей и специальных жидкостей для транспортных средств и их обслуживания, а также для оказания услуг владельцам и пассажирам транспортных средств. Это следует из Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (далее - Правила), принятых и введенных в действие приказом Минэнерго России от 01.07.2001 № 229.

К категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества. Это жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Об этом сказано в п. 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В соответствии с п. 1 ст. 9 названного закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию на основании законодательства Российской Федерации.

Лицензируемыми признаются виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и которые не могут регулироваться иными методами, кроме как лицензированием. Основание – ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В силу подп. 28 п. 1 ст. 17 этого закона лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Порядок лицензирования указанной деятельности определен постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 599 (далее – постановление № 559).

В пункте 2 постановления № 559 определено, что эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг в соответствии с перечнем согласно приложению. В приложении к постановлению № 599 содержится следующая норма: «Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону „О промышленной безопасности опасных производственных объектов“, за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом».

Следовательно, деятельность по хранению веществ на объектах, предназначенных для розничной торговли бензином и дизельным топливом, лицензированию не подлежит. Данный вывод подтверждается письмом Минэкономразвития России от 08.10.2008 № Д05-4294. Такого же мнения придерживаются суды (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2008 по делу № А42-6635/2007, от 07.10.2008 № Ф04-5457/2008(11131-А03-43), Центрального округа от 15.07.2008
по делу № А48-345/08-2).

В то же время, если организация использует АЗС исключительно для заправки собственных транспортных средств, согласно п. 3.2 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) данный вид деятельности АЗС считается самостоятельным, не связанным с розничной торговлей нефте­продуктами. Кроме того, он не относится к розничной купле-продаже (ст. 492 ГК РФ).

При указанных обстоятельствах деятельность АЗС, не связанная с розничной торговлей, подлежит лицензированию. Ее можно квалифицировать как деятельность по использованию и хранению воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (подп. 2 и 4 приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 599).

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Вопрос: Предприятие имеет АЗС, через которую, наряду с реализацией ГСМ сторонним потребителям (физическим и юридическим лицам), производит заправку собственного автотранспорта. Каким образом осуществляется бухгалтерский учет ГСМ, израсходованных на собственные нужды предприятия? Как исчисляется в данном случае налог на реализацию ГСМ? (Консультация эксперта, 1996)

Вопрос: Предприятие имеет АЗС, через которую, наряду с реализацией ГСМ сторонним потребителям (физическим и юридическим лицам), производит заправку собственного автотранспорта. Каким образом осуществляется бухгалтерский учет ГСМ, израсходованных на собственные нужды предприятия? Как исчисляется в данном случае налог на реализацию ГСМ?
Ответ: Бухгалтерский учет ГСМ, израсходованных на собственные нужды предприятия, осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утверждена Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56).
Для осуществления раздельного учета ГСМ, предназначенных на продажу, и ГСМ, используемых на собственные нужды предприятия, целесообразно производить их отпуск для конкретных целей из разных емкостей. Тогда ГСМ, предназначенные для собственного потребления, приходуются на счет 10 "Материалы" и списываются на затраты производства в общеустановленном порядке.
Поскольку автомобили предприятия заправляются через АЗС, можно предположить, что ГСМ для их заправки (как и ГСМ, предназначенные для продажи) числятся на предприятии на счете 41 "Товары". Стоимость ГСМ (без НДС и торговой надбавки, начисляемой АЗС), израсходованных на собственные нужды предприятия, списывается с кредита счета 41 в дебет счета 20 "Основное производство" (либо в дебет счета 10 "Материалы").
Применение счета 10 более целесообразно, т.к. возможна ситуация, когда не все количество ГСМ, израсходованное АЗС для заправки автомобилей предприятия, будет использовано в текущем отчетном периоде.
Записи на счетах бухгалтерского учета будут выглядеть так:
1) Д-т сч.41 К-т сч.60 получены ГСМ от поставщика (включая НДС, т.к. АЗС считается предприятием розничной торговли),
2) Д-т сч.41 К-т сч.42 начислена торговая надбавка (включая НДС и налог на реализацию ГСМ), если эти ГСМ предназначены для реализации в розницу,
3) Д-т сч.10(20) К-т сч.41 списывается стоимость ГСМ, израсходованных на заправку автомобилей предприятия (по цене поставщика без НДС),
4) Д-т сч.19 К-т сч.41 списывается сумма НДС, подлежащая оплате поставщику за ГСМ, которые были израсходованы для заправки автомобилей предприятия (если сумма НДС была выделена в первичных учетных документах при получении ГСМ от поставщика),
5) Д-т сч.68 К-т сч.19 предъявлен к возврату из бюджета НДС, перечисленный поставщику (при условии, что сумма НДС выделена в расчетных документах),
6) Д-т сч.41 К-т сч.42 (сторно) списывается торговая надбавка, начисленная при передаче ГСМ для розничной продажи через АЗС,
7) Д-т сч.20 (23,25,26) К-т сч.10 списываются фактически израсходованные ГСМ на основании данных о фактическом расходе ГСМ по путевым листам (при условии, что обоснованность этого расхода подтверждена в установленном на предприятии порядке ответственными должностными лицами).
Инструкцией ГНС РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" не предусмотрено обложение налогом на реализацию ГСМ оборотов по расходованию ГСМ на собственные нужды предприятия.
15.03.96 Г. Касьянова

На сегодняшний день продажа бензина, моторных масел и других видов топлива является едва ли не самым прибыльным бизнесом. Высокий спрос на данную продукцию заставляет предпринимателей открывать собственные предприятия, ведущие деятельность, напрямую связанную с горюче-смазочными материалами. Однако многие из них не могут решить для себя следующий вопрос: «Нужна ли лицензия на реализацию или хранение ГСМ?»

Подробнее о необходимости лицензии на реализацию ГСМ, которую вам получать необходимости нет, вы можете прочитать в статье "Нужна ли лицензия на реализацию ГСМ . А ниже в статье мы рассакжем о том как получить лицензию на хранение ГСМ.

Как оформить

В том случае, если ваше предприятие осуществляет хранение взрывоопасных материалов, вам придется посетить уполномоченный орган и оформить специальное разрешение во избежание штрафов и конфликтов с контролирующими инстанциями.

Более того, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов необходима независимо от того, храните ли вы топливо для собственных нужд или на продажу - государство в данном случае не придает значения видам деятельности.

Где получить

Ранее лицензирование данного рода деятельности осуществлялось Министерством энергетики, однако, после 2004 года вопросами энергетики начало заниматься Министерство промышленности и энергетики. Данное ведомство разделено на несколько служб и агентств, среди которых и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Последняя и является ответственной за лицензирование деятельности, связанной с транспортировкой, хранением или переработкой нефти, газа и продуктов их переработки. Следовательно, юридические и физические лица, осуществляющие хранение ГСМ, в том числе и для собственных нужд, обязаны обратиться в данную службу и подать заявление на выдачу разрешительного документа, представив всю сопутствующую документацию.

Необходимые документы

Чтобы получить лицензию на хранение топлива, физическому или юридическому лицу необходимо представить следующие документы:

  • Соответствующее заявление;
  • Копии или оригиналы учредительных документов;
  • Квитанцию об оплате госпошлины;
  • Документ о праве собственности или договора аренды;
  • Разрешение на эксплуатацию взрывопожароопасного производства или заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • Декларацию промбезопасности объекта;
  • Разрешения на использование определенных устройств (выдается Ростехнадзором);
  • Страховой договор в случае аварии;
  • Документы, подтверждающие квалификацию сотрудников.

Если вы представляете не оригиналы, а копии документов, все они должны быть заверены нотариально. Если ваши документы будут правильно оформлены, вы с высокой долей вероятности сможете ожидать одобрения вашего случая и выдачи необходимой лицензии.

Как правило, процесс оформления данного разрешительного документа длится от месяца до 6 недель.

Срок действия и стоимость лицензии

Лицензия на хранение ГСМ действительна на всей территории РФ. При этом срок ее действия составляет 5 лет.

В стоимость оформления лицензии входят следующие расходы:

  • Рассмотрение заявки физического или юридического лица - 300 рублей;
  • Выдача документа - 1 тысяча рублей.

Обе суммы являются официальными государственными пошлинами и должны выплачиваться в обязательном порядке.

Штраф за отсутствие лицензии

Если хранение ГСМ для каких-либо нужд осуществляется без лицензии, на граждан налагается штраф от 2 до 2,5 тыс. руб., а на должностных лиц - от 4 до 5 тыс. руб. Юридические же лица понесут более серьезные штрафы - от 40 до 50 тыс. руб. Во всех случаях контролирующая служба осуществляет конфискацию сырья.

"В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
выбора, комплектации, установки,
эксплуатации и особенностей
контейнерных мобильных или мини АЗС"
Колесников М.В.

Что такое контейнерная или мобильная АЗС

В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.

В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" от 1 июля 2014 г.

В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС , мобильные АЗС , топливные модули , топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: "Контейнерная автозаправочная станция - это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие". И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное - она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС - это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся "топливный модуль" - все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.

Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в "контейнер" или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС "Мини АЗС" не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли "Мини АЗС" называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции "Мини контейнерные АЗС", а название "Мини АЗС" оставим для традиционных компактных заправок.

Особенности конструкции

Одностенный или двустенный резервуар

В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м 3 . Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.

Оборудование

На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.

Здравствуйте, меня зовут Тюменцев Антон. Я живу и веду свой бизнес в Саратовской области.
В 30 лет я реализовал свою мечту – открыл собственную автозаправку. Я ничего не знал об этой сфере – с чего начинать, и самое главное: я совершенно не понимал – сколько стоит открыть АЗС, будет ли это приносить прибыль, какая стоимость оборудования и так далее.

Но, как говориться, «глаза бояться, а руки – делают». Постепенно я вник во все тонкости бизнеса и понял, что нужно, чтобы открыть АЗС и куда обращаться. В общем, маховик запустился.

В 2010 году моя АЗС была возведена с учетом всех существующих стандартов. Общий земельный участок – около 2700 квадратных метров, а операторная площадь – около 130 «квадрат».

Кроме этого, на территории заправки есть торговый зал, кабинет для старшего оператора и отдельная комната для персонала. К слову, на моей заправке работает два оператора, три заправщика и одна уборщица. Есть два санузла.

Из технических особенностей хотел бы похвастаться наличием подземных резервуаров 3*61 м3, 2*72 м3 и еще 2*30м2. Максимальная мощность – 60 кВт, ТРК «Нара» 7321 3/6.

Что касается водоснабжения и канализации, то здесь все подключено к городскому циклу (так получилось намного удобнее и дешевле).

Место для заправки отличное, что дает постоянный поток автомобилей (в сутки удается обслужить около 300-500 машин). Ежегодный доход от заправки составляет от 2 миллионов долларов.

В качестве вступления

В сфере бизнеса все большую популярность набирают АЗС, которые растут на дорогах страны, как грибы. Есть некоторые города, где количество заправок насчитывает несколько сотен.

Что уже говорить о данном виде деятельности в масштабах страны. Но, несмотря на всю загруженность этой сферы бизнеса, найти свою лазейку совсем не сложно.

Есть два варианта – построить свою АЗС и вести бизнес автономно или же работать под существующей торговой маркой, вступив в отношения франчайзинга.

Итак, давайте разберемся, чем же особенно открытие АЗС, что необходимо учитывать при создании бизнеса, сколько стоит открыть заправку и прочие моменты.

Какие ожидают основные затраты?

Для начала посчитайте, во сколько обойдется создание такого вида бизнеса:

  • Самая главная статья расходов – аренда (покупка) земли. В среднем качественный участок обойдется в сумму от 80 до 200 тысяч долларов США (снова-таки, как получится договориться);
  • Следующий этап – получение лицензий на хранение различных видов топлива (газа, бензина и солярки). За разрешениями необходимо отправляться в Минтопэнерго (здесь комиссии небольшие). В среднем расходы на все «съедят» около 300-500 долларов США;
  • Более высокими будут затраты при оформлении лицензии на возведение АЗС. Есть такие участки, где еще до начала строительства приходится потратить десятки тысяч долларов. Как показывает практика, лучше воспользоваться услугами посредников, которые займутся оформлением всех необходимых документов. Такие специалисты прекрасно знают, куда идти и как сэкономить. Затраты – 20-30 тысяч долларов США;
  • Важный вопрос – строительство, оборудование и эксплуатация АЗС. Вот здесь затраты могут быть намного выше. Наиболее бюджетный вариант – покупка двух колонок на сумму около 60 тысяч рублей. Если же вы планируете раскрутить бизнес и увеличить доход, необходимо организовать как минимум четыре колонки (затраты, соответственно, также удвоятся).

Обязательно закупите оборудование для резервуаров АЗС. Ваши траты в этом случае – от 15 тысяч долларов США (все зависит от аппетитов).

Помните и об организации подъездных путей , подготовке емкостей для топлива, строительства здания для оператора. Решение этих вопросов также требует денег – не менее 50 тысяч долларов.

Полная стоимость возведения заправки обходится в сумму около 1-1,5 миллионов долларов (но при желании можно вложиться в сумму до миллиона). При этом будьте готовы покупать только качественное технологическое оборудование АЗС. Экономить в этом вопросе я бы не рекомендовал.

Таблица потенциала потребителей услуг АЗС

Как открыть заправку по франчайзингу?

Сегодня все большую популярность в сфере «бензинового» бизнеса набирает франчайзинг. Его преимущества очевидны – заправка со старта получает выгодное расположение, качественное торговое оборудование и раскрученный бренд.

Остается только руководить и получать за это деньги.

Конечно, за договор франчайзинга необходимо платить, но при грамотном ведении бизнеса расходы быстро окупаются.

При выборе компании – «патрона» необходимо решить все вопросы с будущей поставкой топлива.

Если рядом есть НПЗ или нефтебаза, то это только плюс.

Помните, что транспортировать бензин издалека – это затратное и тяжелое мероприятие.

При заключении договора с компанией-франчайзером вы обязаны выдерживать фирменный стиль компании (вплоть до цвета и размера вывески, типа униформы, высоты подвешивания флага, места расстановки урн и так далее). Именно поэтому такие нюансы необходимо уточнять заранее.

К слову, надежным партнером может стать компания Лукойл. Здесь инвестиции должны составлять около 6 миллионов рублей, а ежегодные отчисления – около 200-350 тысяч рублей. Если вы не знаете, как открыть свою заправку, но очень этого хотите, то данный вариант один из лучших.

А как быть с топливом?

Чтобы этот вопрос не застал вас врасплох, под рукой должен быть качественный бизнес-план автозаправки. В нем отразите все потенциальные затраты на топливо. Но не только!!

Учтите, что плотности взаимоотношений с поставщиком напрямую зависит успех будущей заправки. Важно сразу обговорить цены закупки топлива и режим приема товара. При этом договоренности лучше вести с крупной нефтебазой (только так можно быть уверенным в хорошем качестве бензина).

Информацию по оптовым ценам бензина можно получить из интернета. Более того, за определенные деньги можно добыть полезную аналитическую информацию, касающуюся дальнейшего изменения стоимости.

При формировании отпускной цены должен учитываться налог на реализацию ГСМ, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор.

Итак, пробежимся по расценкам. Сегодня за тонну 80-го бензина вам придется выложить сумму около 30-35 тысяч рублей, а 95-го – около 39 тысяч рублей. Что касается дизельного топлива, то летнее обойдется в сумму около 29 тысяч рублей (за тонну, естественно), а зимнее – 36 тысяч рублей.

Таблица прироста участников рынка АЗС по полугодиям

Какими должны быть меры безопасности?

Поверьте, что бензиновый бизнес является одним из самых опасных, поэтому любая перестраховка здесь лишней не бывает. К примеру, очень важно все окна и двери на АЗС делать бронированными.

Если оператор обслуживает клиентов через окошко, то его не должно быть видно. Еще одно важное правило для сотрудника – не выходить на улицу в рабочее время.

Организуйте тревожную кнопку – это обязательно. Если что-то и произойдет, то охрана прибудет на АЗС в течение нескольких минут. При этом стоимость договора, заключаемого с охранной компанией, во многом зависит от месторасположения заправочной станции. Цена услуг – от 30 000 рублей.

Кроме этого, техническое обслуживание оборудования АЗС – еще один важный момент, который стоит организовать на высшем уровне. При этом учтите, что все возможные неисправности оборудования АЗС должны устраняться своевременно. В противном случае не избежать беды.

В среднем месячные расходы на ТО выливаются в сумму от 300-500 долларов США.

Какими будут затраты на персонал?

Основная задача для вас при открытии АЗС – набрать хороших работников. Если станция находится вдали от населенного пункта, то процесс поиска работника весьма сложен, но решаем (можно организовать служебный транспорт).

Месячные расходы – от 15 тысяч рублей на бензин и обслуживание авто.
Основные требования к будущему оператору – умение работать с ПК, ответственность, честность.

Кроме этого, у сотрудника автозаправочной станции должен быть специальный сертификат о прохождении соответствующей подготовки. При этом учтите, что такие курсы должны быть пройдены абсолютно всеми сотрудниками, вплоть до уборщиц.

На небольшой заправке вам хватит и двух операторов. Средняя заработная плата – от 300 долларов США каждому. Нужны будут заправщики (2-3 человека) с зарплатой около 300-350 долларов США и уборщица – 150 долларов США. Итоговые затраты – от 1400 долларов США в месяц.

Контроль и нормы

Важно отметить, что работу АЗС постоянно инспектируют проверяющие и представители различных структур (к этому необходимо быть готовым). К примеру, одними из наиболее частых «гостей» являются представители нефтеинспекции, пожарные, налоговики и так далее. Будьте готовы к определенным затратам и здесь. В среднем это от 3 тысяч долларов в месяц.

Перспективы и доходы

Что касается норм продаж, то оптимальный объем – 4-5 кубических метров бензина в день. При нормально развитии показатели можно увеличить до 15 кубических метров.

Если говорить в общих чертах об обороте и доходности АЗС, то эти факторы во многом зависят от расположения станции и названия бренда. Кроме этого, для раскрутки бизнеса можно организовать полноценную заправку-комлпекс с автомобильной мойкой, СТО или даже рестораном.

Итого:

  • – ваши расходы на строительство – от полумиллиона долларов США, ежемесячные расходы – от 50 тысяч долларов США;
  • – ваша прибыль от продажи топлива в месяц будет составлять от 200 тысяч долларов США.;
  • Если оборудовать магазин, то он может приносить от 30-40 тысяч долларов США.

Окупается бизнес в среднем за 4-5 лет.

В качестве вывода

Вот теперь вы знаете, как открыть АЗС , и что для этого необходимо. Конечно, эта ниша уже весьма плотно занята, но лишь в больших городах.

Внимательно изучите трассы России и посмотрите, где есть острая нехватка АЗС. Если правильно подобрать место, разработать качественный бизнес план и привлечь персонал, то можно хорошо заработать, а со временем организовать и сеть АЗС.